Грузинская тематика всю минувшую неделю шла главной новостью в лентах российских информагентств. Но настоящей сенсацией стало признание МИД РФ о том, что российские самолеты нарушили воздушное пространство над Южной Осетией. При этом объяснялось, что облет непризнанной республики был совершен для того, чтобы предотвратить вторжение грузинских войск в непризнанную республику. Все произошло накануне визита в Тбилиси госсекретаря США Кондолизы Райс. Глава Госдепа прибыла в гости к Михаилу Саакашвили в разгар обострения ситуации в районе Цхинвали и после терактов в Абхазии, продемонстрировав таким образом поддержку США политике действующей власти Грузии. Это была своего рода демонстрация. На нее Военно-воздушные силы РФ ответили своей.
- Полет на опережение (НГ 14.07.2008): Россия может объявить Южную Осетию и Абхазию зоной своих жизненно важных интересов.
- Кавказский узел (НГ 14.07.2008): Россия и Грузия оказались на грани военного противостояния.
Но вряд ли решение послать самолеты принял главком ВВС Зелин или даже министр обороны Сердюков. Минобороны вообще никак не прокомментировало громкие полеты. Разъяснения давал глава МИДа Сергей Лавров: остудили горячие головы, не дали начать боевые действия.
Тбилиси в ответ громко хлопнул дверью. Из Москвы «для консультаций» был отозван грузинский посол, Россию в очередной раз обвинили в агрессии. Не исключено, что теперь даже наши союзники или сочувствующие нам страны, в частности, в ЕС, встанут на сторону Грузии. Потому что все прежние нарушения воздушного пространства, даже мнимые, теперь однозначно спишут на счет ВВС РФ. Вывод очевиден: Грузию просто необходимо принять в НАТО, пока русский медведь не раздавил хрупкую демократию на Кавказе. Эту подсказку европейцам уже сделала Кондолиза Райс. После чего обстрелы Цхинвали и осетинских сел грузинскими войсками и полицией отошли как бы на второй план.
Пушки – последний довод, но не всегда лучший. Втягивание армии в политический межгосударственный конфликт всегда чревато непредсказуемыми последствиями и сомнительной пользой. Речь не о конфликте Грузии с неподконтрольными ей Абхазией и Южной Осетией. Речь о конфликте России с Грузией. Все провокации в зонах конфликтов были направлены исключительно на втягивание России в вооруженное противостояние, в режим санкций. Если бы не Москва, ее миротворцы и армия, проблема давно была бы решена. Сегодня эта точка зрения только окрепла.
Конечно, можно указать в сторону США и заявить, что американцы сами угрожают Ирану и бряцают ракетами. Но они бряцают после массированной информационной подготовки, сотворив из Тегерана исчадие ада. А Саакашвили – демократ и друг Запада. Поэтому он продолжит выдавливать российских миротворцев из региона. А Москва ему в очередной раз подыграет своей убежденностью, что все проблемы можно решить «одним полком ВДВ за два часа», как обещал в декабре 2004 года тогдашний министр обороны Павел Грачев. Уже решали, расхлебываем до сих пор.
У Михаила Саакашвили стало гораздо больше свободы действий. Он теперь может принять меры по защите «от агрессии» со стороны России. Например, направить дивизион ракет ПВО поближе к Южной Осетии. А для его охраны еще прислать пару горных бригад с бронетехникой и артиллерией. Чем в таком случае ответит Москва? Пришлет дорожный батальон без оружия, а весь мир будет кричать, что введен целый корпус железнодорожных войск? Начнет устраивать дежурные полеты стратегических бомбардировщиков с имитаторами ядерного оружия?
По большому счету, возможности силового давления исчерпаны полетом четверки штурмовиков, который бумерангом ударил по имиджу России. «Горячих голов» мировое сообщество не видело, а самолеты – вот они. Российская армия вновь рискует оказаться пешкой, которой пожертвуют для улучшения позиции. Хотя не факт, что удастся выиграть партию. Грузию же теперь почти наверняка примут в НАТО.