Правительство России, кажется, нашло очередное универсальное средство управления экономическим развитием – через создание госкорпораций. Это – исторически, генетически даже можно сказать, присущая российскому менталитету вера в государство как единственно эффективного субъекта экономической, политической и социальной жизни.
На сегодняшний день в России среди крупнейших госкорпораций – Агентство по страхованию вкладов, Банк развития (ВЭБ), «Олимпстрой», «Роснанотех», «Ростехнологии», «Росатом», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация... Главный вопрос к ним – смогут ли они сделать экономику страны в полном смысле слова инновационной и конкурентоспособной? Пока можно высказать лишь осторожный пессимизм в ответ на него.
Весь организационный энтузиазм, подкрепленный весьма солидным, даже по европейским меркам, бюджетным финансированием (например, только «Роснанотеху» выделено 130 млрд. руб., то есть 3,5 млрд. евро, в качестве первоначального взноса), уходит, что называется, в свисток. Головная боль топ-менеджеров госкорпораций не поиск инвестиционно-пригодных высокотехнологичных проектов, а размещение «временно свободных средств на банковских депозитах».
В прессе уже сообщалось, что, например, Фонд содействия развитию ЖКХ первой из госкорпораций выбрал биржу для размещения этих самых временно свободных средств. Для проведения в 2008 году аукционов по размещению 120 млрд. руб. без конкурса была выбрана Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ). «Роснанотех» недавно объявил, что он подвел итоги отбора предложений кредитных организаций по размещению опять-таки временно свободных средств в депозиты. Определено восемь кредитных организаций: Россельхозбанк, Банк «Санкт-Петербург», Банк «Уралсиб», Номос-банк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, Банк ВТБ и Банк Москвы. До конца года эти две госкорпорации разместят на внутреннем рынке до 300 млрд. руб. Некоторые эксперты в связи с этим высказывают опасение, что это может привести к дополнительному росту инфляции в стране на 1–1,5%.
Что касается высоких технологий, то здесь успехи скромнее. Тот же «Роснанотех» сообщил об утверждении своего первого инвестиционного проекта – производство асферических оптических элементов. Инвестиции в него до 2010 года составят 8,66 млн. евро (общая стоимость проекта за этот период 13 млн. евро).
Если сравнить эти показатели с показателями финансирования «Роснанотеха» – 3,5 млрд. евро, – то станет понятна и озабоченность, которую проявил Минфин РФ, предложив ввести рамочный закон для госкорпораций. Агентство РИА Новости, со ссылкой на заявление заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, сообщает, что «принятие закона поможет повысить прозрачность управления ресурсами госкорпораций... правительству необходимо рассмотреть вопрос проверки всех госкорпораций Счетной палатой».
Недаром эксперты утверждают, что «с госкорпорациями можно было смириться, если бы власти поставили перед ними четкие – и измеряемые – экономические цели». А между тем любимое на сегодня детище правительства, госкорпорации заняты обустройством комфортной инфраструктуры для своей деятельности. В минувшую субботу, 5 июля, Госдума РФ окончательно приняла законопроект, позволяющий руководителям госкорпораций получать дипломатические, а их сотрудникам – служебные паспорта. По словам инициатора принятия этого закона, главы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, дипломатические паспорта облегчат вышеуказанным лицам выезд за границу и позволят МИД РФ контролировать порядок выезда и пребывания этих граждан за рубежом.
Таким образом, идея госкорпораций, как она реализуется сегодня в России, по существу, скорее, – способ скрытой национализации, чем реальная попытка технологического обновления экономики страны.