Предметом рассмотрения на заседании Совета Безопасности ООН вчера стала косовская проблема. С инициативой созыва СБ выступила Сербия, ее поддержала Россия. При этом глава МИД РФ Сергей Лавров накануне признал, что «не испытывает чрезмерного оптимизма» по дискуссии, в которой Россия занимает позицию, прямо противоположную подходам западных стран.
«Не обратиться к главному органу, отвечающему за международную безопасность, который определил параметры косовского урегулирования, параметры, которые сейчас пытаются в одностороннем порядке обойти и подорвать, было бы, наверное, неправильно» – так объяснил свою позицию в среду российский министр.
На время подписания этого номера «НГ» сообщений об итогах заседания в Нью-Йорке не поступало, однако представляется оправданным проявленный главой российского МИДа пессимизм – ведь именно так следует понимать дипломатическое «отсутствие чрезмерного оптимизма».
Известно, что Сербия протрубила сбор СБ после того, как узнала, что лидеры Косово вознамерились отделиться не в марте, как первоначально планировали, а в ближайшее воскресенье, 17 февраля. Это подтверждают и в дипломатических кругах Москвы. При этом, говорят дипломаты, автоматически пойдет процесс признания этой независимости, инициативу проявят США, Великобритания и ФРГ.
Правда, не все европейские страны готовы к такому шагу. В разной степени они понимают российское предостережение по поводу опасности создания прецедента изменения существующих государственных границ. Но есть и давление на них со стороны Вашингтона.
Уже на понедельник назначено совещание министров иностранных дел Евросоюза, на котором главным, хотя и официально не объявленным пунктом повестки дня будет вопрос о признании независимости Косово. Иными словами, вступит в действие хорошо налаженная машина выкручивания рук, которую включают каждый раз, когда дело доходит до «принципиальных вопросов».
Разумеется, на Россию такая машина не действует. С учетом этого западные страны, вероятно, не рассчитывают провести через СБ одобрение самого факта отделения Косово от Сербии, хотя и используют ссылки на более раннюю резолюцию № 1244. На деле речь идет о возвращении к ситуации, существовавшей до вовлечения в эту проблему ООН.
Процесс движения Косово к независимости стал похож на движущийся поезд. Жесткое противостояние ему Москвы создает коллизию. Не случайно в дипломатических кругах Москвы считают, что ближайшие дни могут привести к возникновению международного кризиса – из-за Косово.
Помнится, в марте 1999 года из-за начала натовских бомбардировок Югославии повернул в полете на 180 градусов и возвратился во «Внуково» самолет, который должен был доставить с визитом в США председателя правительства РФ Евгения Примакова. Не исключено, что нынешний назревающий кризис из-за Косово помешает другому полету российского спецсамолета, а именно – того, что должен в начале апреля доставить в Бухарест на саммит Россия–НАТО президента РФ Владимира Путина.
Хотелось бы, чтобы до такой радикальной меры дело не дошло. Ведь в прошлый раз потребовалось немало времени и усилий всех заинтересованных сторон, чтобы урегулировать ситуацию и вернуться на путь сотрудничества между Россией, США и другими странами, являющимися партнерами по СБ. На этот раз вновь обострились разногласия практически между тем же набором стран и почти по той же проблеме. Надо, однако, извлечь уроки из прошлого и не доводить дело до крайности. Нельзя позволить спору разрастись до опасных масштабов. Два крупных международных кризиса из-за одной проблемы, хотя и важной, но не глобальной, было бы слишком много.