Заседание Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу в итальянской Равенне началось со скандала. Среди участников форума оказались представители Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) – структуры, не признаваемой Московским Патриархатом. ЭАПЦ была создана Константинопольским Патриархатом в 1996 году, и именно представитель Константинополя митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) пригласил эстонцев в Равенну.
Во вторник, 9 октября, делегация Русской Православной Церкви (РПЦ) поставила вопрос ребром: или мы, или они. Когда же выяснилось, что митрополит Иоанн отсылать представителей ЭАПЦ домой не намерен, делегация Русской Церкви покинула зал заседаний.
Реакцию РПЦ можно понять. «Эстонский вопрос» Москва и Константинополь закрыли еще в середине 90-х. Стороны сошлись на том, что в Эстонии будут сосуществовать две церковные юрисдикции. При этом в Москве не признали канонический статус ЭАПЦ, отказываясь совершать богослужения и обсуждать богословские проблемы с «раскольниками». Константинополь, казалось бы, этим удовлетворился. Не совсем ясно, почему именно сейчас он решил разбередить старую рану.
Приглашение представителей ЭАПЦ в Равенну похоже на провокацию. Выглядит это достаточно странно, если учесть, что РПЦ совсем недавно пошла на серьезные уступки Константинополю. Епископу Василию (Осборну) с Британских островов, в прошлом году самовольно сменившему московскую юрисдикцию на константинопольскую, Синод РПЦ выдал весной отпускную грамоту. После этого в СМИ заговорили о потеплении во взаимоотношениях двух Православных Церквей. Как выясняется теперь, заговорили слишком рано...
Константинополю явно не по нраву идея «собирания» русских православных под омофором Москвы. В последние годы среди части русских эмигрантов во Франции, предки которых в 30-е годы перешли под юрисдикцию Константинополя, все чаще раздаются призывы вернуться в лоно Русской Церкви. Часть общин действительно меняет юрисдикцию: так, в РПЦ несколько лет назад перешел приход Всех святых в Страсбурге. Сам Патриарх Алексий II посетил этот приход на прошлой неделе, дав тем самым понять, что подобные инициативы в Москве всячески одобряют и поддерживают. При этом Патриарх не нашел времени для отдельных встреч и серьезных бесед с представителями «константинопольцев».
Возможно, приглашение представителей ЭАПЦ в Равенну – «симметричный ответ» Константинополя на действия Москвы. Возможно, это просто совпадение. В любом случае отношения двух Церквей могут теперь серьезно осложниться.
Известно, что антагонизм между близкими родственниками порой бывает особенно непримиримым. Но межконфессиональному диалогу это вредит безмерно. В начале 90-х работа Смешанной православно-католической комиссии была приостановлена на неопределенный срок: православных возмущал «католический (в частности – униатский) прозелитизм» в странах бывшего СССР. Теперь же, не ровен час, диалог потеряет смысл из-за неспособности православных выступить единым фронтом. В итоге представители централизованной Католической Церкви будут проводить отдельные конференции с делегатами Москвы и Константинополя.
Отсутствие единой строгой иерархии на манер Католической Церкви православные считают достоинством своего церковного устройства. Называют такое устройство более демократичным. Одна беда – нигде в христианском мире нет такого количества «непризнанных Церквей» и расколов, как среди православных. Прежде чем зайти в незнакомый храм, верующему неплохо бы узнать, не гнездо ли это очередных «запрещенных в служении раскольников» и «еретиков». «Единая православная цивилизация» нуждается в том, чтобы ее отдельные представители прекратили сведение счетов и взаимные провокации. Это прежде всего нужно верующим. Это императив XXI века для тех, кто хочет развития и процветания православия.