Формирование структуры правительства и его персонального состава – ближайший приоритет нового премьера. В то же время, с содержательной точки зрения, куда важнее определить приоритеты экономической и финансовой политики. Международный кризис ликвидности может коснуться России не по касательной. И банки, и небанковские институты прибегали к массированному заимствованию за рубежом. И теперь, когда наступает пора возврата кредитов либо их рефинансирования, а ситуация в мире поменялась, сделать это многим банкам будет не так легко.
Вроде бы ресурсов, резервов, доходов у правительства достаточно. Однако надо понимать, что на рынке капиталов, глобальном по своему существу, действуют законы и традиции, находящиеся вне зоны контроля национальных правительств. Это законы стадности, законы паники, законы массового оттока. Дело в том, что основными инвесторами в ценные бумаги на развивающихся рынках являются так называемые институциональные посредники – страховые и пенсионные фонды.
- Российские банки в ожидании черного дня (НГ 24.09.07): Ситуация на финансовых рынках страны выглядит тревожной.
Эти посредники аккумулируют средства клиентов и несут перед ними ответственность за успех размещения располагаемых ресурсов. Менеджеры институциональных посредников, как правило, не могут брать риск на себя. То есть если развивающиеся рынки становятся подозрительными и с них начинают выводить фонды, то менеджер должен делать то же самое. В противном случае, если потери от нерасторопности будут значительными, ему придется отвечать, в том числе и судебном порядке, за промедление. Таким образом, золотой совет инвесторам «покупай, когда все продают, продавай, когда все покупают» годится только для тех, кто может взять риск на себя. Рядовые менеджеры взять риск на себя не могут и действуют как все. Отсюда природа паники, обвала. И проблема как будто не очень серьезная, да последствия бывают драматическими.
Еще одна особенность кризиса ликвидности в России состоит в том, что мы сталкиваемся с задолженностью частного бизнеса. Долги государства остались в прошлом. Долги частных компаний, в том числе и краткосрочные, могут привести к бегству капитала из России. Достаточно какого-нибудь «маленького технического дефолта», чтобы желание сбросить бумаги частной структуры охватило многих инвесторов.
Нельзя забывать и о чрезвычайно высоких темпах роста импорта. По одному из прогнозов МЭРТа, уже через пару лет импорт может составить 300 млрд. долл., а торговый баланс станет отрицательным. Заключенные контракты надо будет финансировать за счет спроса на валюту, приток которой сойдет на нет.
Много вопросов возникает и по поводу укрепления курса рубля. Эта мера никогда не является стимулом к экспорту. Конкурентоспособность товаров, издержки которых исчисляются в переоцененной валюте, как правило, снижается. Победные реляции чиновников предыдущего кабинета о том, что, несмотря на укрепление рубля, растут инвестиции в основной капитал, не должны вводить в заблуждение. Необходим отраслевой и региональный анализ этих инвестиций. Может статься, что основными реципиентами оказались отрасли с большим доходом от экспорта сырья.
И последнее. В нашей стране глава ЦБ, по мнению большинства экспертов, слабее министра финансов. Это в Америке Пол Волкер и Алан Гринспен в состоянии проводить денежную политику, раздражающую власть. У нас все зависит от Алексея Кудрина.
Опыт финансового мониторинга, безусловно, важен. Но наведение дисциплины финансов – лишь один из элементов финансовой политики. Финансовая политика, нацеленная на сохранение, укрепление и развитие финансовых институтов, должна быть в центре внимания премьера. Именно здесь успехи Министерства финансов были самыми неочевидными.
Никакие государственные инвестиции не смогут помочь России, если не будет создана надежная система сбережения и накопления ресурсов частных.