Тони Блэр покинул вчера пост премьер-министра Великобритании, который занимал с 1997 года. Он был самым молодым премьером страны за последние два столетия, вступив в эту должность в возрасте 43 лет. Руководя лейбористами, он казался многим «духовным сыном» премьера-консерватора Маргарет Тэтчер. Он явно выигрывал у формального консерватора Джона Мэйджора в определенности сделать Британию конкурентной рыночной экономикой. Уделял огромное внимание вопросам микроэкономической политики с упором на конкуренцию и развитие финансовых институтов. Лейбористы обычно занимаются усилением роли государства, Блэр был ярким сторонником усиления роли рынка.
Тони Блэр оказался самым надежным и беззаветным другом и союзником США. Он красноречиво поддерживал вторжение США в Ирак, демонстративно закрывал глаза на недостаточность правовых оснований для начала военных действий, вел себя легковерно, напрочь отключая критическую способность своего ума в тех ситуациях, когда хотелось верить, что у Ирака есть оружие массового уничтожения. Это стоило ему популярности, рейтинга, в конце концов поста премьера. Но Блэру, судя по всему, «чертовски хочется работать», ему не нужен отдых, его не интересует частный бизнес.
Вашингтон высоко оценил преданность Блэра, и по поручению Джорджа Буша Кондолиза Райс приняла самое активное участие в его трудоустройстве. Именно из Госдепа пошла утечка информации о том, что бывший британский премьер будет назначен спецпредставителем «квартета» на Ближнем Востоке. В «квартет» входят США, ООН, ЕС и Россия.
Вчера появилось сообщение: Россия не поддержала кандидатуру Блэра на эту должность. В происшедшем виделась месть Кремля за упорство Лондона в вопросах экстрадиции политических оппонентов Путина, обвиняемых Москвой в уголовных преступлениях. Уже после появления этих сообщений стало известно о телефонном разговоре Владимира Путина и Тони Блэра. Именно в ходе телефонного общения наш президент одобрил кандидатуру Блэра на ответственный пост в «квартете».
Должность спецпредставителя раньше занимал бывший президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, который фокусировался на экономических вопросах в соответствии с мандатом. Однако в прошлом году он ушел, с раздражением дав понять, что без политических институтов экономические проблемы Палестинской автономии решить невозможно.
Блэр наверняка будет заниматься прежде всего политическими аспектами урегулирования кризиса на Ближнем Востоке. После того как британский премьер однозначно поддержал военные действия Израиля против Ливана в прошлом году, его репутация в арабском мире пострадала. Но Блэру кажется, что его имидж лидера, принесшего мир в Северную Ирландию, поможет успешно решить и ближневосточные проблемы. Задача сложная, а после раскола среди палестинцев выглядит почти неразрешимой.
И все-таки упор необходимо делать на сформулированную Вулфенсоном философию: «мир через процветание». Финансовая блокада Палестины со стороны западных стран после победы ХАМАС, дефицит бюджета, недофинансированность многих социальных проектов содействовали нарастанию экстремистских настроений в автономии.
Не надо также забывать, что бывший британский премьер остается одним из основных кандидатов на пост президента ЕС, который будет избираться на 5 лет после ратификации нового конституционного договора. Может так случиться, что Тони Блэр на Ближнем Востоке не задержится, если окажется, что Европе он нужен даже больше.