В Казахстане официально объявлена дата парламентских выборов – 18 августа. Таким образом Нурсултан Назарбаев положил конец дискуссиям о времени избрания депутатов. Он не стал ждать 2009 года, когда истекал срок полномочий нынешнего состава мажилиса (нижней палаты парламента).
Принять решение президенту помогли сами депутаты мажилиса. Вначале парламентарии изъявили желание самораспуститься. Но Конституционный совет республики забраковал эту инициативу. Однако народных избранников обуяла неодолимая тяга к прекращению полномочий. И тогда на совместном заседании двух палат парламента депутат Нурбах Рустемов зачитал обращение к президенту, в котором попросил принять «пусть непростое, но важное для судьбы страны решение – распустить мажилис третьего созыва и назначить досрочные парламентские выборы». Зачитанная коллективная просьба была подкреплена подписями 55 из 77 депутатов. Они объяснили свое решение нежеланием тормозить президентские реформы. Буквально.
Сопротивляться президент Нурсултан Назарбаев не стал. Как не противился и ранее – инициативе законодателей разрешить ему (Назарбаеву) баллотироваться еще раз на пост президента Казахстана. На днях в Семипалатинске он объяснил общественности, что не может идти против большинства.
Вот и сейчас сложить депутатские полномочия изъявили желание даже представители умеренной оппозиции, вероятно, полагая, что такая покладистость не останется незамеченной и неоцененной и они снова станут обладателями заветных депутатских мандатов. Такого рода ход мысли вполне адекватен, если принять во внимание, что назначенные на 18 августа выборы будут проводиться только по партийным спискам.
Эта часть конституционного изменения вызвала брожение в Казахстане. Президентская партия «Нур Отан» («Свет Отечества»), кстати, сама образовавшаяся лишь в конце прошлого года путем поглощения лояльных партий, заметно расширила свои ряды, как только начались разговоры о возможных переменах в избирательном законодательстве. Тяга к власти сильна повсюду, и Казахстан не исключение. А то, что «Нур Отан» завладеет большинством мест в парламенте, сомнений нет.
Кроме президентской партии некоторые шансы войти в высший законодательный орган Казахстана есть у умеренной оппозиции – у объединяющихся «Ак Жола» («Светлый путь») и «Адилета» («Справедливость»). Шансы на преодоление необходимого 7-процентного барьера чуть ниже у уже объединившихся оппозиционеров из Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) и «Настоящей Ак Жола». В принципе это не важно. В парламенте у «Нур Отан» окажется необходимое для беспроблемного проведения своей линии количество мандатов.
Реформы Назарбаев начал давно, а конституционная реформа, тормозить которую депутаты не захотели, – одна из наиболее важных. По замыслу Назарбаева, страна должна была сделать и сделала шаг в сторону демократии. Формально так и есть. Конституционная реформа, декларирующая расширение прав парламента и повышение роли политических партий, превращает Казахстан из президентской в президентско-парламентскую.
В новом парламенте будет 107 депутатов – на 30 больше, чем в прежнем. На 8 увеличивается и количество сенаторов – 47. А еще согласно конституционным изменениям президент будет назначать премьер-министра после консультаций с политическими партиями и с согласия большинства депутатов мажилиса.
На деле же Нурсултан Назарбаев 18 августа получит подконтрольный парламент, четко улавливающий его настроения и желания, – как до того улавливал их парламент, большинством голосов попросивший президента о роспуске и назначении новых выборов. Мало что меняется под среднеазиатским солнцем. Даже когда меняется, казалось бы, все.