Экономическая политика сбалансированного роста неоднократно применялась на практике. Этот подход основан на том, что необходимо осуществить развитие взаимодополняющих по спросу и предложению отраслей. Главным источником сбалансированного роста являются государственные инвестиции. Особенность подхода – одновременное развитие различных отраслей хозяйства.
Успешных примеров реализации стратегии сбалансированного роста нет. Во-первых, чтобы удовлетворить потребности всех, капитала никогда не хватает. Во-вторых, экономика сталкивается с резким дефицитом предложения факторов производства. Недостаточно проектировщиков, инженеров, менеджеров, специалистов, квалифицированных рабочих, материалов, машин, оборудования. Дефицит предложения ведет к росту цен на ограниченные ресурсы. В-третьих, никто не может составить мало-мальски достоверный план-программу, увязывающий потребности так называемых взаимосвязанных отраслей. Наконец, в-четвертых, подобного рода попытки всегда заканчиваются распылением ресурсов, инфляцией.
Последний раз попытка одновременного развития называлась «перестройка и ускорение». Двадцать лет назад эти слова были как волшебное «сим-сим» для получения бюджетного финансирования. Перестраивалось все: дошкольное и школьное образование, сельскохозяйственное машиностроение и военное производство, строительство и АПК. Отказать энтузиастам перестройки и ускорения власть не решалась: она не могла не поддержать своих, как ей казалось, политических сторонников. К чему это привело, хорошо известно. Печатный станок Госбанка работал на полную мощность, денежная база, а вместе с ней и денежная масса стремительно росли, предложение товаров и услуг сокращалось, прилавки магазинов опустели, а рубль очень быстро превратился в «деревянный».
В последние месяцы стали проявляться опасные признаки реализации правительством сценария сбалансированного роста. На фоне сверхдоходов бюджета разыгрались аппетиты отраслевых лоббистов. Цели благородные: удвоение ВВП, национальные приоритетные проекты, борьба с бедностью. Речь идет о сотнях миллиардов рублей, которые срочно нужно выдать для решения проблем автомобильных и железных дорог, авиации и судостроения, здравоохранения и образования, нанотехнологий и нефтепроводов.
Риски, связанные с запланированными трехлетним бюджетом расходами при снижении доходов, – системны. Обязательства бюджета чаще всего выражаются в обязательствах по заработной плате работников. Не обязательно из госсектора. Это может быть зарплата работников частного сектора – подрядчиков.
Министр транспорта Игорь Левитин, получая «пендель» от Фрадкова на последнем заседании правительства, выглядел неубедительно. Качественных документов для финансирования проектов по стандартам корпоративного управления, судя по всему, нет. А цена на щебень и битум для дорог на внутреннем рынке выросла в четыре раза.
Наращивание государственных инвестиций как источника экономического роста ошибочно. Корпоративные процедуры принятия решений существуют формально. Решения принимаются не в комнате заседания совета директоров.
В России происходит сейчас рост госсектора в производственной сфере. Это ошибка. Нарастание задолженности предприятий госсектора, рост дефицита госбюджета, коррупция, неэффективное использование ресурсов – вот типичные последствия стратегии сбалансированного роста, которые хорошо известны экономистам. В том числе и российским.