Дмитрий Козак представил методику оценки уровня и динамики экономического развития регионов Южного федерального округа. Цель методики – «повысить ответственность органов государственной власти за обеспечение развития территорий, эффективное использование ресурсов». Более важной видится задача предоставления президенту страны четких критериев для принятия кадровых решений.
Когда судьба губернатора стала решаться в кремлевских кабинетах, то возникла необходимость формализовать критерии оценки. «Утрата доверия» тоже должна на чем-то базироваться. А в условиях, когда президент страны в большинстве случаев предлагает избрать уже действующего губернатора, необходимо обосновать и природу доверия.
Ознакомление с предложенными 84 показателями подсказывает, что вряд ли они смогут стать подспорьем в принятии важных кадровых решений. Методологический порок предложения заключается в том, что сам по себе показатель, даже в динамике, не может характеризовать деятельность главы региона, если этот показатель не является целевым. Иными словами, показатели развития регионов фиксируют естественный ход вещей. О чем могут сказать следующие показатели: «продукция сельского хозяйства в фактически действовавших ценах в хозяйствах всех категорий на душу населения в руб.»; «уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции»; «густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием». Все они имеют смысл, только если известно, какими они должны быть. Какая должна быть рентабельность? Какова густота дорог? Каков удельный вес убыточных организаций?
Но возникают и другие вопросы. А кто знает? А насколько это знание обоснованно? А зачем возвращаться к системе подробных расчетных, плановых показателей и нормативов? Госплан и Госснаб уже были и по мере роста номенклатуры продукции оказались неприспособленными давать правильную цифру. Обходились цифрой лукавой.
С другой стороны, «показатели Козака» наглядно продемонстрировали кризис региональной политики в стране. Ее, по существу, нет. Потому что программы развития субъектов Федерации, названных регионами, таковыми не являются.
И это не вина Козака. Он из лучших побуждений хочет хоть как-то формализовать свои отношения с региональной элитой.
Региональная политика России – необходима. Ее главными принципами должны быть выравнивание уровня социально-экономического развития регионов, вовлечение в экономический оборот всех типов местных ресурсов, подъем экономики отсталых районов.
Исходя из этого необходимо четко разделить функции федерального Центра и региональных властей. Москва из бюджета решает вопросы обеспечения регионов элементами производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с конституциональными правами граждан страны. А региональные власти должны создавать предпосылки для долгосрочного роста производительности. К этим предпосылкам относятся: а) обеспечение конкуренции на местных рынках; б) поддержка инновационной деятельности; в) содействие в получении инвестиций для частного бизнеса; г) поддержка предпринимательства; д) переподготовка кадров. Легко заметить, что каждый из перечисленных показателей легкоизмеряем и может стать одним из критериев деятельности местной власти. Сочетание усилий Москвы и субъекта должно быть нацелено на создание долгосрочных факторов регионального развития. По большому счету это единственная значимая цель для представителей президента в федеральных округах.