На специальном совещании в МИД РФ вчера рассматривался вопрос о переносе саммита Россия–ЕС, запланированного на 17–18 мая. Об этом стало известно из дипломатических источников – за считанные часы до открытия переговоров. Тот факт, что подобный вопрос обсуждался непосредственно перед началом встречи в верхах, сам по себе является скандальным. Срыв саммита стал бы беспрецедентным событием в отношениях двух стратегических партнеров. По крайней мере таковыми себя называют Россия и Европа.
События последних недель свидетельствовали о росте напряженности по линии РФ–ЕС. И хотя стороны постоянно подчеркивали, что о «кризисе» речь не идет, серьезных аргументов, которые могли бы опровергнуть такую оценку, так и не было приведено. Зато прозвучало немало взаимных упреков, претензий и даже обвинений.
Одно из них новое: в результате российско-эстонского конфликта из-за переноса памятника Воину-освободителю власти РФ были обвинены в нарушении Венской конвенции. Едва ли стоит сомневаться в том, что Москва была способна обеспечить безопасность эстонского посольства, однако она предпочла закрыть глаза на «осаду» диппредставительства страны – члена ЕС и НАТО.
Локальный спор между Москвой и Таллином приобрел общеевропейский масштаб в крайне невыгодном для России свете, а заодно придал дополнительные силы восточноевропейским оппонентам Кремля. Не случайно, что именно накануне саммита Варшава, блокирующая начало переговоров о новом базовом договоре РФ–ЕС, выставила новые условия. Польша потребовала в дополнение к отмене эмбарго, наложенного Москвой на ее мясную продукцию, принятия декларации о солидарности всех членов союза в области энергетических поставок. Балтийские страны, в свою очередь, послали противоречивые сигналы о том, какую позицию они займут в связи с переговорами о новом договоре РФ–ЕС.
Налицо усиление негативных голосов в восточноевропейском блоке при одновременном отдалении от Москвы ее традиционных партнеров – Германии и Франции. Надежды на то, что под германским председательством евро-российским отношениям будут приданы положительные импульсы, не оправдались. Берлин не только не смог обеспечить нормализацию по линии Москва – Восточная Европа, но и пошел по пути сближения с Вашингтоном по ряду чувствительных для Москвы вопросов. Что же касается Франции, оказавшейся в период очередного осложнения отношений России с ЕС в предвыборном цикле, то с нее взятки гладки.
России и Евросоюзу не с чем выходить на саммит. Запустить переговоры по новому стратегическому соглашению не удается. Ратифицировать Договор к Энергетической хартии Москва не намерена. Более того, она поставила под удар планы ЕС по созданию трубопровода из Центральной Азии в Евросоюз. Противоречия по таким важнейшим международным вопросам, как Косово и ПРО, очевидны. К этому стоит добавить бесперспективность обсуждения с представителями Кремля вопросов демократии и прав человека.
Визит министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в Ново-Огарево не принес результатов. Между тем весьма своевременной оказалась цитата, приведенная министром на встрече с российским президентом. Штайнмайер сослался на высказывание Путина, датированное 2001 годом, о том, что «порой нам не хватает доверия». К чему бы это?
Дефицит доверия – не что иное, как проявление кризиса. Кризиса в отношениях России с ее крупнейшим экономическим партнером. Похоже, настало время борьбы с такого рода дефицитом.