Вчера один из членов думского комитета по безопасности сообщил, что уже в марте в нижнюю палату будет внесен рамочный закон «О противодействии коррупции». В документе появится определение этого явления, «так как статьи Уголовного кодекса РФ уже не соответствуют реалиям борьбы с коррупцией», – сказал парламентарий. Авторы сделали упор на особом порядке привлечения к ответственности VIP-деятелей. Это обусловлено тем, что в стране существует большой список лиц, которые имеют иммунитет, – это депутаты Госдумы, сенаторы, прокуроры всех уровней. На практике, однако, иммунитет де-факто распространяется на существенно более широкий круг лиц, решение о привлечении к ответственности которых всегда принимается «наверху».
Появление такого рамочного закона «сверху» – дело нужное. И в первую очередь самим гражданам – сегодня они беззащитны перед коррупционерами. Общество ждет недвусмысленной демонстрации воли власти. Коррупция вышла из подполья со своими прайс-листами по предоставлению разрешающих услуг. Выплескиваются на поверхность разоблачения только в случае «внутреннего» спора между «кураторами» разного уровня влияния. Результатом же очередного громкого процесса становится лишь переориентация коррупционных потоков. Принципиально ничего не меняется.
Целью коррупции является получение в конечном итоге экономических благ. Однако корни проблемы – политические. Потому что сама возможность «хотеть» материальную выгоду напрямую зависит от вероятности придания этого желания гласности. Больше всего коррупционер боится света. Замечали, как люди, даже находясь на скамье подсудимых, пытаются закрыть лицо рукавом или воротником куртки? Это потому что – стыдно. И стыдно больше, чем страшно.
Правильное политическое устройство общества является самым эффективным средством борьбы с коррупцией.
Политическая конкуренция подталкивает к разоблачению того, что в условиях политической монополии может никого и не интересовать. Да и ответственность монополиста за допущение коррупции болезненна для его самолюбия, престижа, имиджа. Именно эти эмоции диктуют желание «замять скандал», «спустить на тормозах», не «выносить сор из избы».
Это особенно важно учитывать, имея в виду тип экономики государственно-монополистического капитализма, становление которого мы наблюдаем в России. При всех достижениях азиатских моделей экономического чуда – японской и корейской – необходимо помнить, что главной их слабостью стало повсеместное распространение коррупции, вплоть до премьеров и президентов.
Политические и экономические последствия этого явления хорошо известны – годы топтания на месте, откат в темпах и глубине преобразований, политические катаклизмы, утрата репутации, кризис общества.
Политическая конкуренция и конкуренция частных СМИ, прежде всего в регионах, надежный рецепт и другое рамочное, но уже «снизу», решение проблемы противодействия коррупции.
Сама по себе коррупция в России – дело привычное, а потому и нестрашное. Важнее другое – создание «рамок» для борьбы с ней «сверху» и «снизу» для того, чтобы разоблачение и наказание коррупционеров было неизбежным. А это возможно лишь при включении механизмов политического и информационного контроля на местах. Коррупция есть во всех странах мира. Страны отличаются друг от друга в этом вопросе лишь степенью неизбежности наказания, обусловленной институциональной структурой общества.
Представляется, что это самое трудное, намного труднее, чем принятие любого рамочного закона. Но и без него нельзя.