0
5449
Газета Экономика Печатная версия

20.11.2024 20:44:00

Рост цен идет как по маслу

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

Тэги: соцопросы, рост цен, молочная продукция


соцопросы, рост цен, молочная продукция Изменение цен на масло объясняют увеличением себестоимости производства и ростом потребления. Фото РИА Новости

Уже каждый второй участник соцопросов жалуется на заметный рост цен на молочную продукцию. А экономисты теперь взвешивают вклад одного сливочного масла во всю потребительскую инфляцию. Конечно, тут можно поспорить, кто кого подстегивает: информационные источники, рапортующие об удорожании масла, запускают волну тревоги, или же общество потому и тревожится, что видит, как аномально растут цены? Хотя, судя по статданным, вовсе не масло сейчас главный подорожавший продукт, антилидер иной. Некоторые социологи пошли еще дальше, указав, что «репрессивная политика Центробанка» и растущие вопреки этой политике цены начали влиять на счастье россиян.

Все более значимый вклад в общую потребительскую инфляцию теперь вносит рост цен на сливочное масло. К такому выводу пришли авторы нового выпуска экономического мониторинга – старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Юрий Перевышин и ведущий научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Павел Трунин.

Притом что, по их уточнению, сама по себе доля сливочного масла в потребительской корзине, конечно, относительно невелика, она составляет всего 0,73%. Ведь совокупный показатель потребительской инфляции учитывает множество компонентов в виде разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг.

Однако случившийся рост цен на сливочное масло уже привел к тому, что его вклад в октябрьскую инфляцию составил 0,05 процентного пункта, а в годовую инфляцию по итогам октября он достиг 0,2 процентного пункта, сообщается в мониторинге. И хоть речь идет о цифрах после запятой, все же, как следует из обзора, это уже достойный обсуждения повод. Ведь за один только октябрь сливочное масло подорожало по отношению к сентябрю на 6,6%, а по отношению к тому же месяцу прошлого года – почти на 30% (данные Росстата).

Такое изменение цен на масло авторы обзора объяснили «увеличением себестоимости производства и ростом потребления». «К концу октября, по данным Минсельхоза, цены в оптовом сегменте начали снижаться. Однако данные за первые две недели ноября указывают на то, что в розничном сегменте сливочное масло продолжало дорожать (на 2,1% к концу октября)», – уточнили Перевышин и Трунин, проанализировав статистику Росстата.

Социологи, в свою очередь, фиксируют усиливающуюся обеспокоенность потребителей из-за роста цен на «молоко и молочную продукцию». Как можно предполагать, прежде всего потребители в данном случае имеют в виду как раз сливочное масло. Потому что, по крайней мере если брать в целом «молоко и молочную продукцию», в этой категории, по данным Росстата, рост цен составил в октябре в помесячном сопоставлении лишь 2,4%, а в годовом – около 12%. Что тоже ощутимо, но все же не столь шокирует, как скачки цен отдельно на сливочное масло.

В итоге, по данным фонда «Общественное мнение» на 10 ноября, теперь уже 48% из 1,5 тыс. опрошенных в 53 субъектах РФ граждан говорят о том, что, по их мнению, за последний месяц цены на «молоко и молочную продукцию» в стране «заметно выросли». И доля респондентов, обеспокоенных таким ростом цен, достигла максимальных значений за весь год.

Хотя вовсе не сливочное масло сейчас стало антилидером с точки зрения роста цен. По данным АБ-центра, занимающегося аналитикой агробизнеса, по итогам октября в большей степени рост цен коснулся картофеля, который по сравнению с прошлогодним октябрем подорожал в рознице на 65%.

Далее, на втором месте отечественная икра лососевых рыб, подорожавшая за тот же период почти на 34%. И только третье место на пару с оливковым маслом занимает сливочное масло, цены на которое выросли примерно на 30% в годовом сопоставлении. Так выглядит топ самых подорожавших продуктов питания в стране.

И примечательно, что, по последним данным Минэкономразвития, общая потребительская инфляция в России вновь ускоряется. По состоянию на 18 ноября она составила в годовом выражении 8,7% после 8,6% на 11 ноября и 8,5% на 5 ноября.

Но есть и позитивные новости: некоторые социально значимые продукты все-таки дешевеют. С точки зрения снижения розничных цен в стране сейчас лидирует гречка, следует из данных АБ-центра: в октябре 2024-го она подешевела на 7% к уровню октября 2023-го. А в целом среди всех проанализированных экспертами 119 позиций помимо гречки сейчас дешевеют еще куры (на 6,6%), сахар (на 2,9%), помидоры – на 0,2%.

224-4-650.jpg
Все больше россиян говорят о заметном росте цен на молочную продукцию.
У респондентов спрашивали, на какие продукты цены за последний месяц
заметно выросли. Приводится доля респондентов, указавших на молочную
продукцию. Данные в процентах от всех опрошенных. Источник: фонд «Общественное мнение»
Увеличить график













Индикатор гречки, как замечает аналитический Telegram-канал Proeconomics, это важный показатель наличия или отсутствия потребительской паники. При начале всех кризисов россияне часто скупали гречку, и цены на нее росли опережающими темпами. «Снижение цен на гречку говорит о потребительском спокойствии россиян», – делают вывод аналитики канала.

Хотя, возможно, гречка – уже далеко не единственный показатель общественных тревог с учетом того, что раньше не меньший резонанс вызывала ситуация то с подсолнечным маслом, то с яйцами.

Тем более и в целом потребительские цены, а также попытки Центробанка воздействовать на них своими ограничительными мерами тоже становятся важным фактором, влияющим на общественные настроения.

Как сообщил в среду Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), так называемый индекс счастья, который по итогам специального опроса показывает, насколько счастливыми чувствуют себя россияне, в текущем октябрьском замере составил 62 пункта из максимально возможных 100 пунктов. Это на три пункта меньше в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.

Особенно показательны здесь разъяснения экспертов ВЦИОМ. «Снижение индекса счастья осенью 2024 года объясняется не только сезонным фактором (наступлением холодного времени года), но и социально-экономическими обстоятельствами», – считает директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов. С одной стороны, по его словам, это по-прежнему высокая инфляция, съедающая значительную часть позитивного эффекта от роста доходов населения. С другой же стороны, это дословно «репрессивная политика Центробанка, стремящегося охладить экономику».

«Не достигая цели снижения инфляции, Центробанк попутно подрывает кредитоспособность людей, снижает доступность жилья и потребительских товаров, – сообщил Львов. – Все это негативно сказывается на социальном самочувствии россиян». По мнению представителя ВЦИОМ, если политика «шоковой заморозки» экономики продолжится, следует ожидать дальнейшего сокращения доли счастливых людей среди наших соотечественников. 


Читайте также


Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Анастасия Башкатова

Центробанк пока не может воздействовать на слишком высокие цены

0
3335
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
2972
Ставка ЦБ провоцирует рост цен больше, чем повышение зарплат

Ставка ЦБ провоцирует рост цен больше, чем повышение зарплат

Михаил Сергеев

Экономисты обнаружили главную ошибку Банка России

0
4396
Британцы и европейцы созрели для реинтеграции

Британцы и европейцы созрели для реинтеграции

Данила Моисеев

В брекзите разочаровались даже те, кто за него голосовал

0
4054

Другие новости