0
10716
Газета Экономика Печатная версия

25.05.2021 20:55:00

Мировой автопром сокращает производство и повышает цены

Автомобили становятся дороже из-за дефицита запчастей и подорожания материалов

Тэги: мировой автопром, производство, цены, продажи


мировой автопром, производство, цены, продажи Нехватка компонентов приводит к дефициту готовых автомобилей. Фото Reuters

Автомобили резко дорожают во всем мире, и Россия не исключение. В мире растут цены на металлы и химическую продукцию. Последствия пандемии привели к тому, что производителям не хватает запчастей, в первую очередь чипов, да и восстановления спроса в таких масштабах они, похоже, не ожидали.

В США цены на подержанные автомобили выросли в апреле 2021 года на 10%, это самый большой рост цен на подержанные машины, зафиксированный с начала сбора данных в 1953 году, сообщает издание Les Echos. Подержанные авто растут в цене вслед за новыми, а те, в свою очередь, дорожают из-за глобального дефицита полупроводников. General Motors в начале мая заявила о росте стоимости ее полноразмерных внедорожников более чем на 20%.

В России автопроизводители и дилеры также «радуют» новыми ценниками. По данным аналитического агентства «Автостат», во второй половине мая 2021 года на российском авторынке подорожали модели 25 компаний. Модели Lada выросли до 3,1%, южнокорейские автопроизводители подняли ценники от 0,8 до 4,3%, у французской компании Renault максимальный рост составил 3,7%, а у чешской Skoda – 5%.

Автомобили в мире станут значительно дороже, предупреждает агентство Bloomberg. Из-за недостатка материалов компании вынуждены сокращать производство, а это довольно быстрыми темпами толкает их к пределу убыточности. Проблема не только в чипах, но и в росте цен на абсолютно все компоненты, которые нужны для производства машин: от стали для кузовов, деталей двигателя и рам до пластика, который идет на бамперы и дверные накладки.

В России, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2021 года продажи новых машин выросли на 290,4%, или в 2,9 раза по сравнению с апрелем 2020 года. За месяц российские автодилеры реализовали 151,9 тыс. новых автомобилей. С этим результатом российский авторынок занял второе место в Европе, что дало повод главе Минпромторга Денису Мантурову заявить, что дефицита автомобилей в России нет. Первое место у Германии, где было продано 229,6 тыс. авто (на 90% больше прошлогоднего результата). Тройку лидеров замыкает Италия, где было реализовано 145 тыс. новых авто, и это рост в 34 раза в годовом сравнении. Рекорды продаж связаны с низкой базой апреля прошлого года, ведь тогда во многих странах автосалоны были просто закрыты.

В России выросли также продажи автомобилей с пробегом, сообщает «Автостат». По итогам апреля 2021 года россияне купили около 549 тыс. подержанных автомобилей, рост на 118% по сравнению с апрелем 2020 года. С начала 2021 года реализация автомобилей с пробегом выросла на 23%, всего было продано 1,8 млн подержанных машин.

Для покупки машин россияне активно прибегали к кредитам. Аналитики компании Frank RG отметили, что в апреле российские банки выдали максимальный за всю историю рынка объем розничных кредитов – 1,3 трлн руб., при этом наибольший рост выдач был в сегменте автокредитования – на 566% к апрелю 2020 и на 49% к апрелю 2019 года. Рост спроса на заимствования связан в том числе с ожиданиями граждан, что стоимость кредитов увеличится, ведь ЦБ уже начал повышать ключевую ставку и подает сигналы к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики.

Напомним, что статистика и рейтинги отмечали сокращение продаж автомобилей в мире и в России в 2020 году. По данным LMC Automotive, за прошлый год в мире было продано 77,6 млн новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей, это на 13,9% меньше 2019 года. В РФ в 2020 году было продано 1,6 млн автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ), отечественный автомобильный рынок сократился на 9,1%, или на 160,7 тыс. штук по сравнению с 2019 годом.

«Ситуация с поставками на рынке в целом – это следствие пандемии и перерывов в производстве компонентов, – сказал «НГ» директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский. – Дефицит некоторых моделей так или иначе продолжает сохраняться по большинству марок – BMW, Audi, Mercedes, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet, Volvo, Hyundai, Volkswagen».

Отрасли, несомненно, потребуется больше времени, чтобы ситуация с поставками полностью пришла в норму, считает эксперт. «Пока можно сказать, что дефицит был и остается наиболее весомым фактором, влияющим на продажи, – он одновременно и усиливает спрос, и не позволяет дилерам продать больше машин, чем у них есть в наличии. В апреле 2021-го мы наблюдали стабильную динамику, в том числе благодаря поступлению ранее заказанных машин и сохраняющемуся дефициту, который подогревает спрос. Сейчас мы фиксируем одинаково стабильный покупательский интерес во всех сегментах, так как из-за нехватки выбор все еще ограничен. Плюс к этому люди ждут, что машины продолжат дорожать в ближайшее время и поэтому не откладывают покупку», – говорит эксперт.

Непросто сейчас дать ориентиры по динамике роста цен до конца года, однако можно ожидать, что стоимость новых автомобилей во втором квартале 2021 года вырастет в среднем на 3%, полагает Каменский.

«Корректировка цен идет по всем брендам, это связано со спадом объемов продаж и прежде всего подорожанием комплектующих электроники и логистики, – сказал «НГ» генеральный директор «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. – Импортируемые и премиальные бренды дорожают быстрее ввиду привязки к валюте и растущим налогам. В июне рост цен продолжится, модели будут дорожать мелкими шагами, чтобы рост цен не заблокировал спрос. Сейчас сохраняется довольно острый дефицит автомобилей. Из-за электроники много реституций по опциям, особенно в премиальном сегменте. Дефицит явно выше, чем в конце прошлого года. И эта тенденция сохранится до конца года, так как проблемы с электроникой носят системный характер и быстро не разрешатся».

«Если экономика будет восстанавливаться, санитарные ограничения будут снимать, а доходы граждан – стабилизироваться и даже расти, то можно ожидать роста производства и продаж автомобилей в мире, – сказал «НГ» ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Нехватка электроники (чипов) может сохранить влияние на рынок. Если раньше говорили, что нехватка этих компонентов может быть преодолена уже к лету, то сейчас говорят уже о конце текущего года или даже о 2022 годе. Автомобильная индустрия из-за этого может произвести в этом году на 1–3 млн машин меньше. Это может вызвать рост цен на автомобили, нехватку некоторых моделей. Также не исключено оживление рынка подержанных машин, которые могут приобретать в связи с сокращением объемов производства новых автомобилей».

Влиять на рынок может развитие электромобилей в мире, говорит Баранов: «Таких моделей появляется все больше, развивается зарядная инфраструктура, растет спрос на них. Не исключено, что некоторые производители до конца года могут еще сократить производство автомобилей с традиционными двигателями и увеличить производство с электромоторами. И по итогам года сегмент электрокаров может увеличить свою долю».

Рост стоимости автомобилей в нынешнем году скорее всего продолжится как из-за роста цен на товары и услуги, необходимые производителям, так из-за изменений курсов валют, нехватки чипов, ужесточения экологического законодательства, резюмирует Баранов. К этому можно добавить, что одним из факторов, толкающих цены вверх в России, являются объявленные в январе правительством планы повысить ставки утилизационного сбора на автомобили на четверть, с 20 тыс. до 25 тыс. руб.

«В мае произошло очередное плановое повышение цен на автомобили в рамках политики коррекции цен в связи с ситуаций изменения курса валют в 2020 году. Однако не нужно рассматривать текущую ситуацию в вакууме – каждый бренд следует своей политики ценообразования, и чтобы не создавать «вау эффекта», рост цен происходит каскадированно, – сказал «НГ» генеральный директор компании Автоdom Андрей Ольховский. – В июне мы ожидаем очередного повышения цен. И это будет происходить в течение всего 2021 года, и по итогам года будет принято решение – достаточен ли уровень цен для покрытия убытков автопроизводителей от прошлых лет или нет». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2455
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2176
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
4758
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
4635

Другие новости