На Ставрополье уже три года пытаются возродить производство хлопка. Фото РИА Новости
За три года, прошедшие после того, как Минсельхоз объявил о возрождении в России стратегически важного производства хлопка, страна смогла обеспечить сбор лишь нескольких десятков тонн сырья. По данным, предоставленным «НГ» Минсельхозом, в 2020-м валовой сбор хлопка-сырца не дотянул до 35 т при посевной площади менее 60 га. Как сообщили «НГ» в Союзлегпроме, чтобы обеспечить на 80% потребности РФ, нужно производить не менее 250 тыс. т хлопковолокна в год, возделывая 280 тыс. га. Задуматься об отечественном хлопке вынуждают сложности с поставками из Средней Азии. Кроме того, выпуск собственных тканей становится все актуальнее из-за падающего платежеспособного спроса населения: импорт все дороже и недоступнее.
Чтобы обеспечить текущие потребности России, по крайней мере не менее 80% спроса, необходимо производить не менее 250 тыс. т хлопковолокна в год. А для этого требуется засевать до 280 тыс. га. Об этом сообщил «НГ» президент Союзлегпрома Андрей Разбродин. Но реальные хлопкоплощади в РФ ниже требуемых. Кроме того, необходимы технологически совершенные системы мелиорирования, возделывания, сбора и переработки сырца, полноценный семенной фонд.
В РФ рентабельно и «климатически» возможно возделывать скороспелые сорта и гибриды, причем, как уже показывает имеющийся опыт, качество полученного волокна практически не уступает, например, среднеазиатскому.
Как считает Разбродин, все эти вопросы можно решить «в рамках комплексной государственной программы, в том числе стимулирующей привлечение бизнеса в отрасль». Однако, по его уточнению, «единой федеральной программы по развитию хлопкового комплекса в России пока нет». «Регионы и сельхозпроизводители финансируют эти проекты самостоятельно, в том числе привлекая банковский сектор», – отметил он.
Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минсельхоза, климатические и природные условия РФ позволяют возделывать хлопок на ограниченных территориях в южных регионах: Астраханской и Волгоградской областях, Ставропольском крае. «В 2020 году, по данным региональных органов управления, посевная площадь под культурой составила 59,5 га, валовой сбор – 34,65 т», – сообщили в ведомстве.
Три года назад Минсельхоз объявил, что Россия начинает производство собственного хлопка (см. «НГ» от 01.02.18). «Это новая культура, мы созрели. В настоящее время отработаны все вопросы технологий, в этом году около 1 тыс. га хлопка будет посеяно в Астрахани и Волгограде», – заявлял в начале 2018-го директор департамента растениеводства Минсельхоза Петр Чекмарев. Как поясняло тогда ведомство, в России есть возможность возделывать около 220 тыс. га площадей при условии восстановления и строительства мелиоративных систем.
Затем в 2019 году Минсельхоз включил данную культуру в перечень направлений льготного кредитования для стимулирования инвестиций в отрасль.
Чекмарев указывал на большие риски того, что спустя несколько лет Россия не сможет получить хлопок из стран Средней Азии, в частности, упоминался Узбекистан. Объяснялось это тем, что страны активно развивают переработку сырья.
Как сообщил «НГ» Андрей Разбродин, пока есть все основания утверждать, что зависимость России от импорта сырца и промежуточной хлопковой продукции сохранится. Но он подтвердил, что в странах Средней Азии – особенно в Узбекистане и Туркменистане – действительно «все активнее сокращается экспорт сырьевой продукции с одновременным наращиванием производства и экспорта готовых изделий». «В связи с чем падают (как минимум стагнируют) поставки в РФ промежуточных хлопкоизделий, что вынуждает переориентироваться на иных поставщиков, – добавил он. – Хотя и в других странах сделана ставка на рост переработки сырья». И кстати, эта тенденция становится одной из главных причин удорожания на мировом рынке сырца и хлопковых полуфабрикатов.
Ранее, выступая на Российской неделе текстильной и легкой промышленности, председатель комитета Союзлегпрома по хлопковому волокну и хлопчатобумажной продукции Дмитрий Бакаринов сообщил, что «Узбекистан уже не первый год практически не поставляет в Россию хлопковое волокно, очень востребованное для многих крупных предприятий в Ивановском регионе». И российские предприятия, по его словам, были вынуждены переориентироваться на турецких, таджикских и казахстанских производителей.
По данным Федеральной таможенной службы, два года подряд в РФ падает импорт хлопкового волокна в натуральном выражении: по итогам 2019-го он сократился почти на 30% в годовом сопоставлении, по итогам 2020-го – примерно на 12%. Одновременно с этим резко увеличивается импорт хлопчатобумажных тканей в натуральном выражении: в 2019-м рост почти на 30%, в 2020-м – уже в два раза.
Но помимо этого страна сейчас увеличивает и собственное производство тканей. По Росстату, в 2020 году в целом производство всех тканей в РФ увеличилось на 8,5% к уровню 2019-го, а хлопчатобумажных – на 4%.
Хотя, как предполагает Разбродин, все же «есть основания полагать, что стороны скорее всего придут к «общему знаменателю, тем более что Узбекистан с 2021 года имеет статус страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе и планирует более тесно сотрудничать в торговой сфере».
При этом стоит учесть, что проблема ценовой доступности одежды для населения РФ на фоне дорожающего импорта и падающих доходов стоит очень остро. Как сообщали эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы, в пандемийный год не могли обеспечить свои базовые потребительские нужды 26% семей – «им либо не хватает денег даже на еду, либо на еду доходов хватает, но они затрудняются покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги» (см. «НГ» от 15.03.21). Из них около двух третей семей не могут позволить себе расходы на что-то еще, кроме еды, длительное время – по крайней мере последние три года.
комментарии(0)