«Газпром Арена» стала новым символом Санкт-Петербурга. Фото с сайта www.gazprom-arena.com
Стадион «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге летом примет несколько матчей чемпионата Европы по футболу, проведение которого, как известно, было отложено на год из-за пандемии коронавируса. В июне сборная России сыграет в Северной столице с командами Бельгии и Финляндии, которые затем здесь же сразятся друг с другом. А 2 июля питерский стадион станет хозяином одного из четвертьфиналов.
Болельщики со всей Европы, конечно, с нетерпением ждут главного футбольного события года. А «Газпром Арена» готовится принять гостей. По опыту чемпионата мира 2018 года можно ожидать, что организация игр будет на весьма приличном уровне. Все-таки за несколько лет проведения матчей (точнее – с 2017 года) питерский стадион, пусть и не сразу, зарекомендовал себя с лучшей стороны. Хотя вспоминая, как он возводился, можно признать, что в этом были сомнения. В преддверии очередного спортивного испытания, которое предстоит одной из главных футбольных арен России, уместно вспомнить драматическую историю ее 10-летнего строительства.
«Наконец-то можно будет посмотреть футбол без зонта»
Для начала – несколько слов о спортивном сооружении и о том, почему его справедливо считают одним из самых современных и высокотехнологичных не только в России, но и в Европе. Еще при строительстве стадиона говорили, что он войдет в учебники по проектированию. Несмотря на затянутые сроки строительства и заоблачные сметы, «Газпром-Арена» все-таки должна запомниться как триумф инженерной мысли, а не символ российского головотяпства.
Представитель генподрядчика – компании «Трансстрой» – Сергей Копыл объяснял это так: «Во-первых, это один из немногих стадионов в мире, который будет одновременно иметь выкатное поле и раздвижную крышу. Во-вторых, на той широте, на которой располагается Санкт-Петербург, стадионов с подобными конструкциями больше нет. В-третьих, здесь очень сложные гидро-геологические условия, которые потребовали возведения серьезного основания для стадиона из свай и фундаментной плиты. Объем только этих работ составил порядка 220 тыс. куб. м. Для сравнения, весь стадион «Уэмбли» – 90 тыс. кубов железобетона. Кроме того, у нас имеется мост-трибуна над выкатным полем – крупнейшая железобетонная пролетная конструкция в мировой практике стадионного строительства, а подобное выкатное поле – лишь пятое во всем мире».
Площадь раздвижной крыши – 71,5 тыс. кв. м., что в три раза больше Красной площади. Ее вес – 2 тысячи тонн, которые перемещаются на высоте в 60 метров. В мире всего пять стадионов, где есть и выкатное поле, и раздвижная крыша, но «Газпром-Арена» – самый крупный из них. Кстати, выкатное поле оснащено системой подогрева газона, что позволяет играть в «мокрый мяч». И даже холод и дождь с Финского залива не могут опустить температуру воздуха внутри чаши ниже 18 градусов.
Общая площадь сооружения составляет более 280 тысяч кв. м, а его вместимость – 68 тыс. человек на футбольных матчах и 80 тыс. человек на культурно-зрелищных мероприятиях. Это делает «Газпром Арену» вторым по величине футбольным стадионом в России.
Изначально арена проектировалась для проведения игр чемпионата России как клубный стадион «Зенита». А в результате превратилась в крупнейшую спортивно-концертную площадку России, соответствующую международным регламентам FIFA и UEFA. В декабре 2018 года «Газпром-Арена» выдержала сумасшедший концерт «Ленинграда», где собралось 65 тыс. зрителей. Примерно столько же фанатов «раскачивали» стадион на шоу Rammshtein в августе 2019 года.
В 2006 году японский архитектор Кисе Куросава задумал стадион в виде космического корабля, который парит над землей. Через 10 лет Санкт-Петербург получил гигантскую летающую тарелку, приземлившуюся на Крестовском острове.
Стадион стал новым символом города, таким же, как Петропавловская крепость и Невский проспект. А для фанатов «Зенита» – знаковым объектом: после получения арены клуб дважды становился чемпионом России. В соцсетях болельщики радуются, что теперь можно смотреть футбол без зонта. Благо дождей в Петербурге хватает.
Хождение по мукам
Спортивная «стройка века» по определению не могла быть простой и быстрой. Но вряд ли кто-нибудь мог изначально предполагать, насколько тяжелой она окажется, какую чехарду с проектными решениями, сметами, сроками окончания работ ей предстоит пережить. За 10 лет на объекте сменились три генподрядчика и четыре генпроектировщика. А в руководстве Санкт-Петербурга – два губернатора и шесть профильных вице-губернаторов. Проект кардинально менялся пять раз и прошел семь экспертиз. А общая стоимость стадиона выросла более чем в шесть раз.
Проект и смету стадиона пришлось менять целых пять раз. Каждое изменение подразумевало увеличение объемов строительства и, как следствие, рост финансирования. В 2006 году стоимость оценивалась в 6,7 млрд руб. Два года спустя – уже 23 млрд руб. Далее по нарастающей: 2010 год – 33,1 млрд руб., 2012 и 2014 годы – 34,9 млрд руб., а по финальным оценкам – 43,8 млрд руб.
На самом деле приблизительный порядок цифр был понятен еще в 2012 году. Тогда в Главгосэкспертизу была отправлена смета как раз на 43,8 млрд руб. Но в итоге осталось только 34,9 млрд, включая все ранее понесенные затраты.
Как результат это привело к наличию явного непокрытого дефицита денежных средств. При этом строительство других российских стадионов к чемпионату мира 2018 года велось с ежегодной индексацией стоимости на 4-5%.
Хотели поскромнее
Первый генподрядчиком строительства стадиона в 2006-2008 годах была компания «Авант». Она провела подготовительные работы, устроила фундамент арены. В августе 2008 года Главгосэкспертиза согласовала сметную документацию. Новый проект был гораздо масштабнее изначального. Стоимость стадиона впервые резко подскочила – до 23,7 млрд руб.
«Повышение стоимости проекта связано с тем, что расчет, выполненный японским архитектором Кисё Курокава, не учитывал затрат на выполнение сложных работ по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша», – объяснял увеличение сметы занимавший пост главы Комитета по строительству Санкт-Петербурга Роман Филимонов.
«Мы хотели поскромнее стадион, – признавалась тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. – А «Газпром» считает, что «Зенит» заслуживает большего и городу нужна такая арена, ну и пошли по максимальному пути. Выдвижное поле – это очень дорогое удовольствие. Раздвижная крыша – тоже уникальная конструкция».
В конце 2008 года контракт с «Авантом» был расторгнут. Как писали в прессе – как раз по причине значительного удорожания проекта. Кстати, в феврале 2013 года компания попала в уголовное дело из-за завышения стоимости строительства на 500 млн руб., которое было закрыто за истечением срока давности.
Готовность – 85%
Второй генподрядчик – компания «Трансстрой» – пришел в проект в 2008 году и занимался им до 2016 года. Компания выполнила самый большой и сложный объем строительно-монтажных работ и ввела в строй выдвижную крышу и выкатное поле. Генподрядчик довел готовность сооружения до 85% – это оценка не только подрядчика, но и заказчика, ее справедливость признавал несколько лет курировавший стройку тогдашний вице-губернатор Игорь Албин.
В марте 2016 года «Трансстрой» на отметке 60 метров установил раздвижную крышу стадиона весом в 2 тысячи тонн. Во всем мире таких конструкций не более 30. «Реализация конструкции крыши – высочайшее достижение строителей нашего города. Оно останется наследием отечественной инженерно-строительной мысли для многих поколений горожан», – рассказывал генеральный директор «Инжтрансстрой-СПБ» Виталий Лазуткин.
До своего ухода со стадиона второй генподрядчик успел выполнить все основные строительные работы, начать монтаж кровли и инженерных систем. Также «Трансстрой» сумел установить выкатное поле с газоном. Но в то же время московскую компанию упрекали в незнании строительной специфики северной столицы, чрезмерном привлечении субподрядчиков и отсутствии опыта при проектировании подобных объектов.
Действительно, значительную часть работ на площадке компания выполняла силами подрядчиков. Стадион строился ценой невероятного напряжения в духе советских ударных строек. Однако трудовой энтузиазм оказался бессилен перед неумолимой экономикой стройки.
Сумма госконтрактов с «Трансстроем» составила 28,3 млрд руб. А общий бюджет стройки в 2012 году, напомним, был оценен в 34,9 млрд руб. при том, что объективно составлял 43,8 млрд руб. Нехватка финансирования все равно ощущалась во всем. Особенно тяжелой ситуация стала после обвала рубля в 2014-2015 годах. Выдерживать параметры стало нереально, и в общую смету строительства власти добавили еще около 4 млрд руб., доведя ее до суммы в 39 млрд руб.
«Не поладили с чиновниками»
В июле 2016 года администрация Санкт-Петербурга расторгла контракты с «Трансстроем». В качестве причины называлась неспособность прежнего подрядчика достроить стадион в срок, хотя несколько независимых экспертиз впоследствии опровергли это утверждение.
Реальную причину расторжения контракта с «Трансстроем», возможно, следует искать совсем не в переживаниях городских властей о графике строительства. Как писало издание «Деловой Петербург», отношения между городскими властями и «Трансстроем» резко охладились на рубеже 2014-2015 годов. «Отношения подрядчика и вице-губернатора не сложились. Именно Игорь Албин добился того, что с компанией расторгли контракт на строительство стадиона на Крестовском острове, – писала газета. – Более того, комитет по строительству потребовал включить «дочку» «Трансстроя» в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Бизнесмены называют РНП «списком тех, кто не умеет договариваться». По их мнению, туда включают лишь те фирмы, чьи владельцы не поладили с чиновниками».
«Мы сделали самые сложные, трудоемкие инженерные работы, требующие высокой квалификации. Как только мы их закончили, заказчик посчитал нужным расторгнуть с нами контракт, потому что остальное оказалось достроить достаточно просто, – рассказывал Виталий Лазуткин. – Мы сделали чудо, построив почти 90% стадиона при постоянно меняющемся проекте и ценах, зафиксированных еще в 2013 году. На нашу часть пришлись самые сложные и уникальные работы, аналогов которым в мире нет».
За ценой не постоим
Заканчивать стройку петербургские власти поручили компании «Метрострой». Новый генподрядчик, как сообщалось, сразу получил контракты общей стоимостью почти 7,8 млрд руб., а затем еще два контракта суммарно на 3 млрд руб. Смена генподрядчика была не подготовлена и прошла в авральном режиме. В спешке проводились и строительные работы. Темпы подстегивались городскими властями: им явно требовалось показать, что перестановки были оправданными.
«Метрострой» делал что мог – кстати, во многом с опорой на субподрядчиков, отобранных еще его предшественником. Деньгами и рабочими помогали и петербургские девелоперы – как сообщали СМИ, привлеченные на стройку не без своего рода «админресурса». «Крупным строительным компаниям придется деньгами и рабочими руками помочь Смольному достроить стадион на Крестовском острове. Чтобы завершить многострадальный проект в срок, городские чиновники попросили у них 2 млрд руб. и 2 тыс. рабочих, – писал «Деловой Петербург». – Бизнесмены рассказали, что практически любой разговор с Игорем Албиным сейчас заканчивается просьбой о благотворительном взносе на достройку стадиона».
Сам Албин сделал интересный пиар-ход. В октябре 2016 года он объявил, что переезжает из Смольного на «Газпром-Арену». С этого момента вице-губернатор окончательно взвалил на себя всю полноту персональной ответственности за готовность стадиона. «Город несет ответственность за подготовку всей инфраструктуры, включая спортивную, к Кубку конфедераций. Мы продолжаем сопровождать этот проект», – заявлял Албин.
При этом куратор «Газпром Арены» умолчал о новых источниках финансирования строительства. Деньги решили взять из социального бюджета. «Чтобы достроить стадион на Крестовском, Смольный пожертвовал сроками ввода трех десятков объектов – садиков, школ, больниц. На петербургскую стройку века «перебросили» 2,6 млрд руб., зарезервированных на социальную инфраструктуру», – сообщало издание «Фонтанка».
В 2017 году строительство стадиона наконец было завершено. Правда, у городских властей вскоре испортились отношения и с «Метростроем». Летом 2018 года петербургский комитет по строительству обратился в Арбитражный суд с четырьмя исковыми заявлениями к компании с общей суммой требований 2,86 млрд руб.
Чему учит стройка века
«Газпром Арена» – это не только образец современного стадиона, напичканного сложными инженерными решениями.
«Газпром Арена» – еще и пример того, как не надо выстраивать отношения между властью и строительным бизнесом в столь сложных проектах. Заказчик оказался абсолютно не готов к его реализации, к управлению стройками такого уровня. Менял проектные решения, что приводило к появлению дополнительных работ, простоям, нарушению порядка приема-сдачи и оплаты выполненных работ.
Подрядчик, в свою очередь, взялся за слишком сложный проект, ожидаемо надорвался и в итоге оказался в инвалидном кресле. Этот пример еще долго будет отрезвлять крупный бизнес, который претендует на миллиардные подряды от государства.
В том же Петербурге чрезмерное напряжение на достройке стадиона отрицательно сказалось на самочувствии всего петербургского стройкомплекса. «Газпром-Арена» обескровила не только «Трансстрой», но и добрый десяток фирм со славной историей. Шлейф уголовных дел еще долго будет портить репутации многих компаний, строивших «Газпром-Арену». Есть мнение, что в настоящее время Петербург не в состоянии строить крупные инфраструктурные проекты, поскольку печальный опыт банкротств и судов, связанных со стадионом, заставил уйти с рынка многих ключевых игроков.
Впрочем, для болельщиков, получивших роскошный стадион, все это уже не так важно. Действительно, главное, что он наконец построен и успешно принимает футбольные матчи. Но выводы из этой скандальной строительной эпопеи сделать нужно.
комментарии(0)