Глава Центробанка Эльвира Набиуллина допускает дальнейшее снижение ключевой ставки. Фото Reuters
В ближайшие месяцы реальная ключевая ставка в России может опуститься до 1%, хотя в прошлые годы ЦБ поддерживал ее на уровне 4–5%. Заявления председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной трактуют как реальную перспективу снижения ключевой ставки на один процентный пункт. В этом случае реальная ставка в стране окажется рекордно низкой, о чем уже давно просил российский бизнес. Однако во время коронавирусного кризиса снижения ставки может оказаться явно недостаточно. Без значимых фискальных послаблений стимулировать экономический рост будет сложно, говорят эксперты.
Центробанк видит «значительное» пространство для смягчения денежно-кредитной политики, объявила Эльвира Набиуллина. «Мы видим пространство для снижения ставки, и вариант снижения ставки на 100 базисных пунктов (б.п.) будет рассматриваться среди прочих вариантов на следующем заседании совета директоров», – сообщила она на пресс-конференции в прошлую пятницу. Глава ЦБ подчеркнула: это решение будет приниматься исходя из данных по инфляции и ВВП.
Заметим, рост годовой инфляции в России в мае замедлился до 3%, что ниже изначальных ожиданий регулятора. «Замедление роста цен происходит несколько быстрее, чем мы ожидали во время обсуждения решения по ставке 24 апреля… В целом данные и об экономике, и об инфляции подтверждают наше мнение о наличии значительного пространства для снижения ключевой ставки», – не исключают в ЦБ.
В то время как Центробанк очень робко заявляет о возможном снижении ставки, отдельные госбанкиры прямо заявляют о необходимости ее снижения сразу на 100 б.п. Так, по словам главы ВТБ Андрея Костина, снижение ставки до 4,5% станет «правильным компромиссом».
«Мы очень рады и ждали от Центрального банка такой политики. Я думаю, что это не просто смена настроения, а смена реалий нашей экономики сегодня. Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила ЦБ не прибегать к обычному, стандартному методу повышения ставки для того, чтобы защитить рубль и удержать инвестиции, а пойти на существенное снижение ставки для того, чтобы стимулировать дальнейший рост экономики», – добавил глава ВТБ.
Впрочем, таких смелых прогнозов придерживаются не все. Так, по мнению аналитиков Росбанка, регулятор снизит ставку до 5%. В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) полагают, что возможный диапазон снижения – 0,25–0,75 процентных пунктов (п.п.). Они также считают, что июньское решение регулятора по ставке будет действовать как минимум до второго квартала 2021 года.
Однако, если Центробанк все же пойдет на снижение ключевой ставки до 4,5% годовых в июне, это фактически будет означать переход к стимулирующей политике. «Если ЦБ снизит ключевую ставку до 4,5%, а инфляция к концу лета поднимется до 3,5%, то реальная ставка составит 1%, а осенью на какое-то время может опуститься ниже 1%. Этот уровень ставки является стимулирующим для экономики, и на этом уровне мы будем уже сопоставимы со многими развивающимися странами», – сообщает Telegram-канал MMI, напоминая, что на конец мая реальная ставка составляла 2,5%.
Центробанк может смягчить свою денежно-кредитную политику. Фото Reuters |
«Низкая ключевая ставка ЦБ РФ может стать дополнительным стимулом для экономики, поскольку запустит удешевление кредитных продуктов – как для населения, так и для бизнеса. Низкие ставки по потребительским кредитам и по ипотеке стимулируют спрос, поддержат отрасли строительства и автопром, а также смежные направления», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, напоминая, что более дешевые заемные средства означают более быстрый выход из ситуации нехватки оборотных средств на выплату зарплат, уплату налогов, процентов по займам и прочего.
«Снижение ставок очевидным образом поддерживает рынок жилья на фоне стремления властей снижать ипотечные ставки, а также позволяет Минфину комфортно наращивать заимствования», – добавляет эксперт «БКС Брокер» Альберт Короев.
Впрочем, по мнению экспертов «НГ», одной только низкой ставкой сложно будет стимулировать экономику. «Желательно предусмотреть и снижение фискальной нагрузки для бизнеса. Именно в таком сочетании эти меры будут работать наиболее эффективно», – подчеркивает Павел Сигал.
В текущих условиях снижение ключевой ставки на 100 базисных пункта представляется вполне достаточным, но это абсолютно недостаточно для стимулирования инвестиционной активности в экономике, продолжает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Ермолаев. Он объясняет: в текущей ситуации слишком много неопределенности относительно будущего спроса. «Поэтому даже очень резкого снижения стоимости кредитования будет недостаточно, пока фирмы не удостоверятся, что восстанавливается спрос», – полагает экономист. Это значит, продолжает Ермолаев, что мяч теперь перекидывается в сторону фискальной политики.
Сегодня главное для экономики – это спрос, а стоимость денег сейчас не так важна, считает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Снижение ключевой ставки не является фактором, который может оказать «решающее» воздействие на траекторию роста/спада российской экономки в текущих условиях», – соглашается экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. По его мнению, в данной ситуации все в большей степени будет зависеть от эффективности и объемов государственной поддержки бизнеса и населения.
Что примечательно, даже в самом Центробанке ранее признавали, что в условиях ограничительных мер смягчение ДКП может оказаться недейственным механизмом. Так, директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов рассказывал, что, когда экономика находится в «ситуации карантина, даже значительное смягчение политики может не сильно помочь».
Заметим, текущие планы властей по восстановлению экономики из кризиса, вызванного в том числе введением ограничительных мер, содержат довольно скромный объем механизмов поддержки малого бизнеса. В частности, фактически не предлагается новых масштабных мер поддержки, кроме ранее уже объявленных. При этом сами предприниматели, очевидно, рассчитывают на более осязаемые действия властей. К примеру, в той же «Опоре России» предлагали в рамках плана снизить ставку НДС для ряда отраслей, а также снизить налог на имущество.
комментарии(0)