0
4159
Газета Экономика Печатная версия

07.06.2020 20:03:00

Половина российских потребителей ждет худшего

Восстановления расходов населения пока не видно

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, экономика, потребительские расходы, население, доходы, китай, россия

On-Line версия. Информация дополнена 18:11 08.06.2020
Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, экономика, потребительские расходы, население, доходы, китай, россия Три четверти россиян заявляют, что избегают мест массового скопления людей. Фото РИА Новости

Низкие потребительские расходы населения останутся главным внутренним тормозом для восстановления экономик в разных странах. Но там, где власти осознали важность этого фактора, уже началось стимулирование потребления. Власти Пекина раздают жителям потребительские ваучеры. В России и до кризиса не торопились снимать экономические тормоза в виде низких доходов и снижения потребительского спроса. Да и во время пандемии покупательской активностью россиян интересуются чаще социологи, чем государственные мужи.

Власти китайской столицы выдадут жителям Пекина потребительские ваучеры на сумму около 1,7 млрд долл. для стимулирования покупательской активности.

Эти меры являются частью «Сезона потребления», который стартовал в Пекине 6 июня и должен помочь вывести экономику из спада. Выдача потребительских ваучеров идет через китайскую торговую онлайн-площадку. Использовать купоны можно как в традиционных магазинах, так и в интернете. Тратить ваучеры можно для оплаты товаров и услуг в сфере туризма, образования, культуры, спорта, общественного питания и других отраслей. Выдача ваучеров проходит каждую неделю. Всего в июне пройдет четыре раздачи купонов. Каждый купон действителен в течение 14 дней. Но выдача купонов будет продолжаться и после июня, поскольку «Сезон потребления» продлится до октября текущего года.

Глава управления коммерции Пекина Янь Лиган заявил, что эпидемия коронавируса нанесла серьезный удар по потребительскому сектору. «Предстоящие мероприятия по стимулированию потребления будут не только содействовать оживлению торговли после вспышки заболевания, но и повысят уровень доверия со стороны потребителя», – цитирует его слова агентство Синьхуа.

В России стагнация потребления на фоне снижения доходов населения продолжается уже шесть лет, но подобные меры государственного стимулирования у нас не применяются. Кампании скидок проводят лишь торговые компании, которые пытаются сохранить свои объемы продаж в условиях сокращения реальных доходов населения. Между тем доходы населения в ближайшее время наверняка будут снижаться. Также снижена и потребительская активность. О такой перспективе, в частности, говорят и опросы населения.

Консалтинговые компании «Ромир» и BCG опубликовали второе исследование потребительских настроений, опросив 1200 респондентов по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Опросы показывают, что условиями возвращения привычного уровня потребления граждане называют сильное сокращение количества новых заболеваний и доступность вакцины: 55% опрошенных будут считать, что ситуация находится под контролем, только когда в России перестанут появляться новые случаи COVID-19, а 47% – когда появится вакцина. До этого времени граждане готовы существовать в условиях более жесткой экономии. Около половины (47%) россиян полагают, что худшее еще впереди. При этом респонденты говорят, что стараются избегать новых кредитов, что ведет к еще большему снижению потребления.

Потребители из всех возрастных групп намерены сократить расходы. В целом в России потребители сокращают свои расходы больше, чем на других развивающихся рынках. Около 90% товаров будут испытывать сокращение потребления и снижение заинтересованности в совершении покупок. Рост можно наблюдать в категориях, связанных с пребыванием дома (жилищно-коммунальные услуги, ТВ) и здоровьем (безрецептурные препараты). Наибольшие убытки терпят отрасли досуга и транспортных услуг: общественный транспорт, кинотеатры, спа-салоны и парки развлечений, а также услуги, связанные с отпусками и отдыхом.

«После снятия карантина люди хотят продолжить готовить дома, проводить время с семьей, а также гулять, заниматься спортом и ходить в гости. Из новых трендов особо хочется выделить продажи через онлайн-каналы – они явно будут иметь успех и после пандемии. Впервые за долгое время наиболее перспективными с точки зрения увеличения потребления сейчас выступают люди от 45 до 60 лет. С точки зрения банков наиболее вероятно, что спрос на кредиты восстановится в первую очередь на автомобили, здесь заинтересованность обозначили 26% респондентов. При этом 84% россиян отметили, что ситуация пока не отразилась на их благосостоянии или у них просто нет сберегательного счета, в то время как 6% в Москве и 4% по России даже заявили о росте накоплений», – отмечает управляющий директор и партнер BCG, руководитель экспертной практики по потребительским товарам и розничной торговле в России и СНГ Иван Котов.

«Кризис, с которым мы столкнулись, аналогов не имеет. Происходит переоценка ценностей и привычных паттернов потребления, которые складывались у нескольких поколений годами, а сейчас наблюдаются как никогда быстрые трансформации. В онлайн-торговле вообще произошла «революция». Говоря об индивидуальном потребительском поведении, очевидно, что россияне чрезвычайно адаптивны», – комментирует президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин. 

Большинство граждан России сокращают свои расходы на 25-40% в таких сегментах как туризм, одежда, обувь, косметика и уход на фоне экономического кризиса, который может привести к снижению ВВП России на 10-20%, то есть кризиса, который может привести к тому, что 2020 год может оказаться хуже 1992 года, тогда падение ВВП, по данным Всемирного банка, составило 14,5%, – сказал «НГ» основатель платформы страхования Mustins.ru Антон Редько.

Надо исходить из того, что в российской экономике сейчас наблюдаются крайне необычные тенденции, которых не было никогда в истории, поэтому и потребительское поведение будет не таким, как в прошлые кризисы, считает инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

«У нас в острую фазу нынешнего кризиса, который по масштабу сопоставим с кризисами 1998 и 2008 годов в отличие от тех периодов произошел не инфляционный, а дефляционный всплеск на фоне резкого сокращения потребления в стране. То есть даже на фоне панического спроса, не было сильного роста цен, так как ранее наблюдалось глубокое падение спроса, и компании, ретейлеры, сфера услуг были вынуждены снизить цены, чтобы покрыть глубокий кассовый разрыв и сбыть остатки товаров", - говорит Нигматуллин.

Эксперт обращает внимание, что ЦБ РФ впервые в истории не повысил ключевую ставку, как это делалось в предыдущие кризисы, а даже снизил ее, стимулируя таким образом экономику, как это обычно в кризис делается в развитых странах. Необычно в этот раз и то, что спрос на валюту упал, так как в РФ большое количество товаров и услуг ипортные или косвенно связаны с импортом, а в этот раз, например, сократилось количество таких импортных услуг как зарубежный туризм.

"На мой взгляд, падение спроса – временное явление, спрос легко восстановится как только будут отменены карантинные меры и кризис пойдет на спад. Драматически или даже радикально паттерны (шаблоны – «НГ») потребительского поведения россиян не изменились, скорее всего они вернутся после кризиса", – сказал «НГ» Нигматуллин. По его мнению, ситуация вернется обратно примерно с такой же скоростью, как она менялась в худшую.

Основатель сети киберспортивных арен Colizeum Алексей Локонцев, считает, что чем сильнее кризис, тем острее потребность в развлечениях. "Этот тренд мы наблюдаем из кризиса в кризис. Люди всегда будут находить возможность для отдыха, независимо от ситуации в экономике. Тем более, онлайн-игры позволяют отдохнуть от реальности, а играть можно в любое время и в любом месте. После снятия ограничений ожидаем роста притока посетителей в клубы за счет новой аудитории, появившейся на карантине. Уверены, что траты на онлайн-игры не снизятся, а рост индустрии киберспортивных клубов быстро вернется к привычным значениям», – сказал он «НГ».


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1058
Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Михаил Сергеев

Чиновники повысили прогноз по росту реальных доходов населения

0
1013
Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
507
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
982

Другие новости