Графика pixabay.com
Попытки бескарантинного прохождения кризиса для сохранения экономического роста оказываются, мягко говоря, не вполне успешными. Швеции, которая отказалась закрывать бизнес и ограничилась стратегией социального дистанцирования, грозит провал экономики на 10% по итогам года. Белоруссия, также отвергавшая необходимость карантина, уже столкнулась с падением экономики. Кроме того, показатели смертности шведов оказываются выше, чем в соседних странах.
Когда большинство западных стран друг за другом уходили в самоизоляцию, закрывали границы и останавливали экономики, только три государства решили идти своим путем. Великобритания, Голландия и Швеция надеялись добиться всеобщей иммунизации населения, не закрывая школы, детсады и рестораны – и не закрывая общество.
От этой идеи уже к середине марта отказалась Великобритания, когда количество тяжелых заражений новым коронавирусом стало стремительно расти. Нидерланды прошли путь от «умного карантина» до всеобщего закрытия кафе, школ, кинотеатров и музеев.
В то же время Швеция пока стоит на своем и отказывается от идей всеобщей изоляции, придерживаясь стратегии добровольного дистанцирования, которая не исключает работу общественных мест.
Между тем показатели по заболеваемости и смертности от новой коронавирусной инфекции сложно назвать обнадеживающими. Сегодня смертность в Швеции намного выше, чем в ряде других европейских стран, и составляет свыше 22 смертей на 100 тыс. населения, замечает телеканал CNN. Для сравнения: в соседних Дании, Норвегии и Финляндии, где был введен жесткий карантин, регистрируется менее 10 смертей на 100 тыс. человек. В целом в 10-миллионной Швеции зарегистрировано около 18,9 тыс. случаев заражения и свыше 2,2 тыс. смертей от COVID-19. При этом на Данию с населением в 5,8 млн приходилось 9 тыс. случаев заражения и всего 427 смертей. В Финляндии на 5,5 млн населения пришлось 4695 заражений и 193 смертельных исхода.
Шведская пресса со ссылкой на Госуправление социальной защиты Швеции сообщает о, возможно, большем числе случаев смерти от нового заболевания, чем утверждает Управление общественного здравоохранения. «Мы обнаружили, что их (смертей) примерно на 10% больше, чем до сих пор говорилось в докладах Управления общественного здравоохранения», – говорит руководитель отдела в Госуправлении социальной защиты Швеции Мона Хеургрен.
Отказ от жестких карантинных мер должен был бы идти на пользу экономике, но и этого, увы, не наблюдается. Так, Шведский центральный банк во вторник сообщил, что шведская экономика по итогам этого года сократится почти на 7%, а в худшем случае – почти на 10%. В шведском регуляторе подчеркивают, что все будет зависеть от того, «как долго продолжится распространение инфекции и как долго будут действовать ограничения, применяемые для ее замедления».
Несмотря на то что школы и магазины остаются открытыми во время пандемии, Швеция испытывает проблемы с разрывом цепочек поставок. А меры по предотвращению распространения коронавируса вынудили многие предприятия закрыться и отправить рабочих домой. Так, скандинавская авиакомпания SAS заявила о сокращении 5 тыс. сотрудников, многие из которых находятся в Швеции. В марте компания уже временно уволила 10 тыс. сотрудников, что составляет около 90% от общего числа занятых.
Согласно оценкам Шведского центробанка, безработица в стране продолжит рост и может превысить 10% до конца года, что будет даже хуже, чем во время финансового кризиса 2008–2009 годов.
Мало того, Центральный банк Швеции уже объявил, что примет меры, «чтобы облегчить предложение кредитов в экономике и противодействовать росту процентных ставок для домашних хозяйств и компаний по мере роста неопределенности в экономике». В частности, шведским банкам будут выделены кредиты на сумму 500 млрд крон (50 млрд) долл. для дальнейшего кредитования компаний.
Из российских соседей тактика Швеции ближе всего Белоруссии. В союзной республике отказываются от карантина, мотивируя это защитой экономики. Так, в конце прошлой недели президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопрос о необходимости введения карантинных мер, сообщил: «Нет такой необходимости. Хотя мы же не отрицаем, что и у нас люди болеют. Мы не закрыли страну, мы не остановили производства», – подчеркнул он.
Белорусские власти, похоже, фактически не замечают опасности массовых заражений и стимулируют людей собираться большими группами. Так, 25 апреля по всей стране прошел субботник, в котором, по официальным данным, приняло участие 2,3 млн человек. Образовательные учреждения, включая и детские сады, в стране также продолжают работать.
При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала Минску как можно скорее ввести карантинные меры. «Число зарегистрированных случаев COVID-19 в Беларуси быстро растет... Поскольку вспышка COVID-19 в Беларуси вступает в фазу передачи среди населения, стране необходимо предпринять шаги для увеличения физического дистанцирования в масштабах всего сообщества», – говорится в сообщении ВОЗ. К мерам дистанцирования в организации относят отмену спортивных, религиозных и культурных мероприятий, помещение на карантин людей, контактировавших с зараженными, и людей, потенциально подверженных воздействию вируса. Кроме того, ВОЗ рекомендует перевести на дистанционное обучение школы, университеты и другие учебные заведения. К среде в Белоруссии было официально зарегистрировано свыше 12,2 тыс. случаев коронавирусной пневмонии, умерли 79 человек, а выздоровели чуть менее 2 тыс.
Отрицание пандемии и необходимости карантинных мер также не помогло белорусской экономике. По итогам первого квартала ВВП страны сократился на 0,3%. При этом Лукашенко ставит перед правительством задачу добиться запланированного роста экономики в этом году. Так, в 2020 году белорусские власти ожидают роста ВВП по целевому прогнозу на 2,8%, по консервативному сценарию – в пределах 1,9%.
Но международные аналитики пророчат белорусской экономике рецессию. Евразийский банк развития прогнозирует снижение ВВП Белоруссии в 2020 году на 3,3%. Прогноз Международного валютного фонда исходит из снижения ВВП Белоруссии на 6% после роста на 1,2% в 2019 году.
К каждому отказу от жестких карантинных ограничений нужно подходить индивидуально, считают эксперты «НГ». «Если в стране очень мало заболевших, были вовремя закрыты границы и были изолированы зараженные, выйти из карантина можно будет с меньшими потерями для экономики и бюджета», – соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Однако перегрузка системы здравоохранения, которая грозит бескарантинным странам, не пройдет для государства и экономики бесследно, замечает глава офиса KRK Group Никита Рябинин.
«Бескарантинная политика может благоприятно сказаться на ВВП, но нужно учитывать и долгосрочные проблемы. Негативное влияние на здоровье населения и возможные более высокие затраты на медицину в будущем – чтобы восстановить утраченную трудоспособность», – говорит Сигал.
комментарии(0)