0
6019
Газета Экономика Печатная версия

21.04.2020 20:10:00

Автопрому придется сократить половину работников

Спрос на новые автомобили в России может упасть на 50%

Тэги: автопром, продажи, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, антикризисные меры

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

автопром, продажи, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин, антикризисные меры Продажи новых авто в России могут существенно затормозиться. Фото РИА Новости

Запланированное на ближайшую среду президентское совещание о ситуации в автомобильной промышленности было перенесено на следующую неделю. Возможно, потому что масштабы потерь в этой отрасли еще предстоит оценить. Продажи легковых автомобилей могут упасть в этом году на 50% из-за пандемии коронавируса. При этом возрастают риски масштабных сокращений персонала на сборочных и вспомогательных производствах.

В Минпромторге ранее назвали автомобильные предприятия, которые могут рассчитывать на государственную поддержку в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса. Согласно главным критериям отбора предприятий для помощи, годовая выручка завода должна составлять не менее 20 млрд руб., а на производстве должно быть задействовано более 1 тыс. человек. В итоге в список крупнейших предприятий попали отечественные АвтоВАЗ, «Урал», ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс», а также российские заводы компаний Volkswagen, Renault, Hyundai, Nissan, Toyota и Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Кроме того, власти готовы оказать поддержку калининградскому «Автотору», где выпускают автомобили марок BMW, Kia и Hyundai.

Чиновники ожидают существенного спада по итогам апреля как в автопроизводстве, так и в автопродажах. «Абсолютно очевидно, в апреле мы ожидаем спада, и мы не можем точно прогнозировать, сколько этот спад или стагнация продлится, и, в частности, по автопрому, и там по предприятиям металлургии, которые связаны непосредственно с поставками, с потреблением», – отметил в интервью каналу «Россия 1» глава Минпромторга Денис Мантуров.

Ажиотажный рост продаж автомобилей в марте министр связывает с «резким изменением курса рубля» и «желанием населения вложить свои накопления». «В марте был такой резкий всплеск по рынку, почти на 20%, то есть скупались все складские остатки. И рост производства был даже небольшой, около 10–12% по некоторым сегментам автопрома», – отметил Мантуров.

Действительно, март, да и в целом первый квартал, оказался неплохим для отрасли. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей выросли на 1,8% по итогам первого квартала 2020 года и на 4% в марте 2020-го. По информации же аналитического агентства «Автостат» (данные на основе регистраций в ГИБДД), продажи новых легковых автомобилей в России в марте 2020 года выросли на 22,7% в годовом выражении и составили 160,6 тыс.

Отечественный автопром по итогам первых двух месяцев этого года заметно отставал в показателях. По данным Росстата, в январе-феврале отечественные автозаводы выпустили 212 тыс. легковых авто, что на 14% меньше, чем годом ранее. При этом только за февраль объем производства составил 117,9 тыс. штук, что на 12% меньше показателей прошлого года. К слову, ведомство пока не обнародовало данные за март, однако в Минпромторге сообщают о «небольшом росте по некоторым сегментам автопрома».

Аналитики рынка связывают это со стремлением автопроизводителей максимально загрузить свои производства до майских праздников и до экстремального распространения коронавируса в регионы, с тем чтобы на праздники уже уйти с запасом готовой продукции. Другой вопрос, будет ли спрос на нее.

Уже понятно, что экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и осложненный масштабным обвалом цен на нефть, осложнит продажи в том числе и легковых авто. Как следует из прогноза консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), продажи новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих авто) в России по итогам 2020 года в лучшем случае могут сократиться на 20%, в худшем – провалиться на 50%.

Расчет аналитиков компании строится на основе данных IHS Markit, согласно которым продажи авто в РФ в 2020 году ожидались на уровне 1,8 млн штук, а в 2021-м – на уровне 1,9 млн штук. В итоге в случае реализации наиболее оптимистичного сценария в стране будет продано до 1,4 млн легковых машин, что на 20% ниже первоначальных ожиданий. Пессимистичный сценарий предполагает, что продажи в этом году рухнут почти на 50%, до 900 тыс. автомобилей. На треть от запланированного окажутся ниже продажи и в 2021 году, не исключают аналитики.

В BCG также прогнозируют падение спроса на автомобили в апреле и мае. «Те, кто ослабнет в эти месяцы (три-четыре) или не справится с управлением кризисом ликвидности, рискуют уйти с рынка», – замечают в компании.

Только из сегмента автопродаж по итогу может уйти половина работников, сообщают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Они, в частности, указывают, что отрасль, состоящая из 3300 предприятий и 300 тыс. сотрудников, может потерять от 30 до 50% организаций и соответственно от 100 до 150 тыс. человек в виде сокращенных работников. Они также напоминают, что в кризис 2014–2015 годов автобизнес потерял 1200 дилеров и около 100 тыс. сотрудников.

Очевидно, сопоставимые или даже большие потери персонала грозят и отечественной автомобильной промышленности. Отметим, часть российских автомобильных заводов хотя и восстанавливают свою работу, но в довольно усеченном формате. Так, петербургский автозавод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сообщил, что в период по 24 апреля продолжит работу только в одну смену. Горьковский автозавод сообщил о переходе на четырехдневную неделю. В компании объяснили это «глубоким падением спроса» на коммерческие автомобили. Объем заказов автозавода на апрель сократился на 70%, на май-июнь – на 85–90%.

Не исключено, что все эти тенденции в перспективе грозят обернуться колоссальным высвобождением работников автомобильной отрасли. Так, в кризис 2008–2009 годов количество сотрудников, задействованных на российских автомобильных заводах и предприятиях, выпускающих компоненты для сборки, сократилось с 2008 года почти на треть – до 238 тыс. человек, подсчитывали в «АСМ-холдинге».

Остановка предприятий автопрома в Европе привела к сокращению более 1 млн сотрудников, а также к потерям в производстве, равнозначным 1,2 млн автомобилей, замечает замдиректора департамента «АвтоСпецЦентра» Константин Авакян. «Российские производители тоже думают об оптимизации за счет сокращения штата или рабочего времени сотрудников», – продолжает он.

В то же время господдержка автопрома в виде отмены утилизационного сбора и возврата таможенных пошлин для крупнейших автоконцернов с локализованным производством в России нацелена прежде всего на содержание штата сотрудников в период ограничений деятельности предприятий, подчеркивает эксперт. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
8149
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
9801
Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.02.24

0
10131
Российским электрокарам не хватает колес

Российским электрокарам не хватает колес

Владимир Полканов

Новой отрасли потребуется локализация производства специальных автокомпонентов

0
3320

Другие новости