Газета Экономика Печатная версия

15.04.2020 21:00:00

"Роснефть" очистит Арктику

Ученые обнаружили микроорганизмы, способные решить одну из главных экологических проблем полярных территорий

Тэги: экология, арктика, бактерии, грунт, нефтепродукты, роснефть

экология, арктика, бактерии, грунт, нефтепродукты, роснефть Исследователи изучают свойства бактерий, которые могут очистить Арктику. Фото © ПАО «НК «Роснефть»

Специалисты НК «Роснефть» и национального парка «Русская Арктика» в рамках комплексного совместного проекта «Чистая Арктика» обнаружили бактерии, на основе которых может быть разработан инновационный препарат для очищения грунтов от нефтепродуктов. Перспективные микроорганизмы были выявлены учеными при заборе проб загрязненной почвы на острове Земля Александры, где до 2015 года размещались склады горюче-смазочных материалов.

В ходе серии испытаний, проведенных в лабораториях Федерального исследовательского центра биотехнологии РАН, обнаружилась уникальная особенность бактерий – они способны разлагать нефтепродукты при низкой температуре (2–6 градусов Цельсия). Данные микроорганизмы могут быть использованы при создании биопрепаратов для комплексной очистки грунтов в Арктике от нефтепродуктов. Таким образом, открытие ученых позволит решить одну из главных экологических проблем арктических территорий.

«Поскольку процесс самоочищения почв длителен, биотехнологические методы рекультивации почв, которые сейчас мы изучаем на архипелаге Земля Франца-Иосифа, приобретают исключительно важную роль», – заявил руководитель комплексного научного проекта «Чистая Арктика» Дмитрий Крюков.

Проект «Чистая Арктика» стал логическим продолжением инициативы президента РФ по очистке арктических территорий, которая начала реализовываться на архипелаге Земля Франца-Иосифа в 2012 году.

Ранее «Роснефть» совместно с биологами МГУ и при поддержке компании «Иннопрактика» разработали не имеющий аналогов в мире препарат по утилизации нефтяных загрязнений на воде при низких и отрицательных температурах.

Комплексный совместный проект НК «Роснефть» и национального парка «Русская Арктика» «Чистая Арктика» стартовал в 2019 году. Инициатива направлена на восстановление экосистемы самых северных территорий России – заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа, входящего в состав особоохраняемой природной территории (ООПТ) с 1994 года.

Основная цель – оценка масштабов загрязнения территории заповедного архипелага в результате хозяйственной деятельности человека при освоении Арктики во времена СССР. Совместный проект стал логическим продолжением работ по ликвидации накопленного экологического ущерба, выполненных в период 2012–2017 годов на островах архипелага Земля Франца-Иосифа и на Новой Земле в границах национального парка.