1
9499
Газета Экономика Печатная версия

15.04.2020 20:12:00

Резервы для помощи экономике закончатся уже в этом году

Центробанку советуют скупать новые долги правительства

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, зкономика, резервы, фнб, бюджетное правило, займы

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, зкономика, резервы, фнб, бюджетное правило, займы Многолетний консультант правительства Евсей Гурвич предлагает Центробанку начать финансирование расходов правительства. Фото РИА Новости

Резервы Фонда национального благосостояния могут закончиться не через шесть лет, как говорили в правительстве, а гораздо раньше, уже в ближайшие два года. Такой прогноз сделали эксперты Экономической экспертной группы (ЭЭГ), которые много лет консультируют Минфин и Минэкономразвития. Исходя из масштабов кризиса, они предупреждают, что правительству необходимо отказаться от бюджетного правила, прибегнуть к займам, а Центробанк должен включить печатный станок, чтобы начать покупать ценные бумаги российского правительства.

Беспрецедентный кризис потребует кардинальных изменений в бюджетной политике России, считают руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и руководитель направления «Фискальная политика» Александра Суслина.

По их мнению, для финансирования антикризисных мер потребуется не только задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), но и отойти от бюджетного правила и использовать нестандартные инструменты фискальной и денежно-кредитной политики.

Вирусная эпидемия кардинально изменила макроэкономическую ситуацию во всем мире, при этом в России перемены носят особенно драматический характер, считают эксперты ЭЭГ, которая с 1997 года консультирует правительственные структуры, то есть она детально изучала кризисы 1998, 2008, 2014 годов, и ее анализ и предложения носят далеко не умозрительный характер.

«Особенность текущей ситуации – практически полное отсутствие доходов, особенно в наиболее подверженных шоку секторах, – создает серьезную угрозу массового ухода с рынка небольших, не имеющих резервов фирм, разрыва производственных связей, резкого роста безработицы, увеличения бедности», – пишут авторы статьи.

Они отмечают, что практически все развитые страны приняли беспрецедентные по масштабам антикризисные программы, включающие широкий набор фискальных мер и мер денежно-кредитной политики. Пакеты поддержки государством граждан и бизнеса там составляют от 5 до 10% ВВП.

В России минимальный необходимый объем фискальных антикризисных мер на 2020 год эксперты оценивают в 3–4% ВВП в виде суммы дополнительных бюджетных расходов и снижения налогов. Однако объявленные прямые расходы государства на поддержку экономики пока можно оценить в 1–1,5% ВВП, что почти в десять раз меньше накопленных в ФНБ на начало апреля средств – 12,9 трлн руб., или 11,5% ВВП. Впрочем, свободные, ликвидные средства фонда эксперты оценивают уже в меньшую цифру – 8% ВВП.

Эксперты предупреждают, что компенсация предстоящих в нынешнем году огромных потерь бюджетных доходов может потребовать суммы порядка 3,5–4% ВВП за счет ФНБ либо дополнительных заимствований. Так как из-за необычного характера кризиса, усугубленного эпидемией, сроки возвращения к нормальной экономической активности и хотя бы частичного восстановления нефтяного рынка могут затянуться, ученые предлагают сохранять «неприкосновенный запас» ликвидных средств в ФНБ объемом как минимум 3% ВВП.

Если бы правительство решило покрывать все потери бюджетных доходов за счет ФНБ и сохранить в нем на «самый черный день» средства в объеме 3% ВВП, то на фискальные антикризисные меры осталось бы не более 1,5% ВВП, то есть примерно столько, сколько выделено на сегодняшний день, пишут эксперты. Власти России зарезервировали 1,4 трлн руб. (1,2% ВВП) на борьбу с распространением коронавируса и антикризисные меры, говорил премьер Михаил Мишустин.

Если ликвидные средства ФНБ составляют 8% ВВП, а неприкосновенный запас из них составит 3%, на компенсацию потерь из него в 2020 году пойдет около 4%, получается при упрощенном подсчете, что доступных для расходования резервов ФНБ к концу 2020 года уже не останется. Но все прекрасно помнят заявление министра финансов Антона Силуанова, сделанное в марте, что при нынешних ценовых пропорциях на нефтяном рынке запасов нам хватит как минимум на шесть лет.

Эксперты ЭЭГ пишут, что помощь экономике не должна быть ограничена имеющейся в ФНБ «свободной» суммой. У правительства есть еще один потенциальный козырь – низкий уровень государственного долга, который по состоянию на 1 марта составлял лишь 14% ВВП. В этой ситуации правительство может увеличивать заимствования без опасений подорвать долгосрочную макроэкономическую устойчивость. Однако, отмечают эксперты, проблема состоит в том, что иностранные инвесторы уходят из России, как и из других стран с формирующимися рынками, а у российских инвесторов ограниченные возможности покупки госдолга.

«Представляется, что в нынешней экстраординарной ситуации выход мог бы состоять в покупке гособлигаций Центральным банком. Это увеличит денежную эмиссию, однако при глубоком сокращении внутреннего спроса вряд ли следует ожидать избыточного роста инфляции», – пишут эксперты. То есть Центробанку предлагается, по сути, включить печатный станок.

Подобные идеи высказывают не только в ЭЭГ. Группа экономистов, среди которых глава наблюдательного совета Московской биржи, бывший первый зампред ЦБР Олег Вьюгин, директор Центра развития Наталья Акиндинова, бывший зампред ЦБР Сергей Алексашенко, профессор экономики Sciences Po Сергей Гуриев и др., опубликовала на сайте фонда «Либеральная миссия» предложения о радикальных мерах поддержки бизнеса и граждан.

Антикризисные меры, уже объявленные российским правительством и составляющие в общем объеме около 2,5% ВВП (без учета средств для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов), авторы доклада считают недостаточными, а стремление переложить на частный бизнес издержки, связанные с принудительным карантином, недальновидным.

По мнению авторов доклада, в консервативным варианте меры поддержки должны быть увеличены до объема 4% ВВП (около 4,5 трлн руб.). Все участники обсуждения солидарны в том, что при помощи средств ФНБ невозможно справиться с кризисом и российской экономике понадобится программа количественного смягчения. В консервативном сценарии объем смягчения должен составлять 1,5–2% ВВП, более решительное предложение – около 3%, и в радикальном сценарии – до 6%.

«Количественное смягчение в виде скупки облигаций Казначейства, которое в который уже раз запустили на триллионы долларов в США, в условиях России вещь бессмысленная, так как это всего лишь наспех припудренная версия все того же пресловутого печатного станка. Только у нас купонный доход по ОФЗ Минфина более 6,5% годовых, а не 0,5–0,7%, как по казначейским билетам США. И что же, наш ЦБ реально должен получать с Минфина по 6,5% годовых в виде дохода с выданных правительству денег? Полнейшая бессмыслица, ведь в отличие от Федрезерва российский ЦБ не частная лавочка. Хотя после «покупки» у ЦБ правительством Сбербанка на средства ФНБ, чтобы по такой схеме обойти ограничения на прямое использование в бюджете средств ФНБ, уже никакая комбинация не покажется, наверное, абсурдом», – сказал «НГ» шеф-аналитик «ТелеТрейд» Петр Пушкарев.

Вместо скупок облигаций и количественных смягчений Пушкарев предлагает пойти другим и более прозрачным путем. «Надо принять решение о разовом расходовании всех средств из ФНБ, это примерно 15% от все равно остающейся еще у ЦБ накопленной суммы золотовалютных резервов. Или напрямую профинансировать компенсационные выплаты пострадавшему бизнесу и гражданам в период карантина на 7–8 трлн руб. непосредственно из резервов ЦБ.

«Черный день» уже наступил, и не надо ждать еще более «черного дня», чтобы начать массированно тратить подушку безопасности в общих интересах: это позволит не усугублять проблему и не превратить пару «черных месяцев» в еще более «черный год», – говорит эксперт. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бюджетная политика в России уже устарела

Бюджетная политика в России уже устарела

Михаил Сергеев

После 2024 года госрасходы не сократятся, а увеличатся

0
4110
Около 5% россиян зачислены в кадровый резерв

Около 5% россиян зачислены в кадровый резерв

Анастасия Башкатова

Борьба за работников для части предприятий может стать смертельной

0
3358
В России увеличивается доля граждан без сбережений

В России увеличивается доля граждан без сбережений

Михаил Сергеев

ЦБ умалчивает о лазейках и хитростях при выдаче новых кредитов

0
3840
Запад обрекает Киев на перманентный военный конфликт

Запад обрекает Киев на перманентный военный конфликт

Владимир Мухин

Россия наращивает боевые резервы, способные эффективно действовать в ближайшие годы

0
11578

Другие новости