0
4743
Газета Экономика Печатная версия

28.11.2019 20:31:00

Набиуллина избежала регуляторной гильотины

Реформа контрольно-надзорной деятельности может ограничиться только толщиной омлета

Тэги: надзорная деятельность, реформа, цб, набиуллина, регуляторная шильотина

On-Line версия

надзорная деятельность, реформа, цб, набиуллина, регуляторная шильотина Глава Центробанка Эльвира Набиуллина поддержала решение правительства вывести ЦБ из-под реформы контрольно-надзорной деятельности. Фото сайта duma.gov.ru

Правительство РФ обещает подготовить реформу контрольно-надзорной деятельности, или так называемую регуляторную гильотину, уже почти год. На заседании в четверг правительство утвердило широкий перечень государственных ведомств, которых не будет касаться гильотина. Никакие ограничения, в частности, не коснутся налогового, валютного или таможенного контроля. Не грозят ограничения и Центробанку, сотрудники которого уже отметились выпуском инструкций для предпринимателей объемом в тысячи и тысячи страниц. В результате регуляторная гильотина может ограничиться отменой только самых абсурдных требований вроде толщины яичного омлета в кафе и ресторанах.

В четверг реформа контрольно-надзорной деятельности в стране стала основной темой правительственного заседания. Как следует из материалов пресс-службы кабмина, законопроект о государственном и муниципальном контроле предусматривает, в частности, создание новой модели управления рисками и снижение издержек для проверяемых компаний, а также «закрепляет приоритет проведения профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям». В свою очередь, проект закона «Об обязательных требованиях в РФ» определяет порядок разработки нормативных актов, содержащих обязательные требования, и создает ограничение для контрольно-надзорных органов по введению требований, проверка соблюдения которых осуществляется этими же структурами.

263-4-1350.jpg
В кабинете министров надеются за счет 
реформы надзорной деятельности оживить 
бизнес. Фото со страницы правительства РФ
 в Twitter
По словам премьера Дмитрия Медведева, законопроекты предусматривают механизмы, блокирующие принятие необоснованных норм и правил. Главными приоритетами в работе контролирующих органов, таким образом, должны стать защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов. «Предполагается существенно оптимизировать перечень контрольных и надзорных мероприятий. Там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки можно провести мониторинговую закупку или выборочный контроль, выдать просто рекомендации, что делать», – перечислял премьер.

Оба документа направлены на поддержку инвестиций и снижения барьеров для предпринимателей, подчеркивают власти. «Издержки бизнеса от избыточного административного давления оцениваются различными экспертами от 2 до 5% ВВП, что в денежном выражении составляет от 1,5 до 3,5 трлн руб.», – следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту о контрольно-надзорной деятельности.

Что примечательно, сами чиновники сетуют на избыточность надзорной деятельности в стране. «На федеральном уровне в РФ 50 федеральными органами исполнительной власти осуществляется 160 видов государственного контроля. На региональном уровне осуществляется 44 вида регионального государственного контроля и 11 видов муниципального контроля. По оценкам Минэкономразвития России, в системе контрольно-надзорных органов на федеральном уровне работает более 200 тыс. человек, а совокупные расходы на данную деятельность составляют более 500 млрд руб. в год», – следует из документа.

Сегодня в нашем законодательстве действует около 2 млн обязательных норм и правил, обратил внимание в ходе заседания Дмитрий Медведев. «Это колоссальная цифра. Даже для того, чтобы перечислить их, потребуется огромное время, а что уж говорить о применении, если встанет вопрос о контроле применения 2 млн нормативных правил», – сетует глава кабмина. Глава Минфина Антон Силуанов соглашается, что надзорных органов «очень много», и считает необходимым сократить часть надзорных органов в рамках регуляторной гильотины.

К таким чрезмерным нормам контроля чиновники, в частности, относили и высоту омлета. «Есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания по высоте смеси яиц при приготовлении омлета», – приводил в начале года пример глава кабмина.

Примечательно, что, предлагая уменьшить количество проверок, власти тут же делают исключения для некоторых структур. Так, премьер Медведев в ходе заседания предложил не распространять закон о регуляторной гильотине на Центробанк. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила необходимость такого исключения существующим противоречием. «Многие положения этого законопроекта не могут распространяться на нашу сферу, в том числе, например, здесь в законопроекте предполагается, что орган один не может совмещать функции регулирования и надзора, а ЦБ совмещает функции регулирования и надзора», – приводит ее слова Интерфакс. И это притом, что в экспертном сообществе обращали внимание на тысячи страниц указаний, которые дает регулятор организаторам коллективных инвестиций.

Заметим, сам текст законопроекта о надзоре фактически начинается с того, кто под его нормы не подпадает. Так, в документе перечисляется, что под его нормы не подпадают оперативно-разыскные мероприятия, расследование причин аварий, административные правонарушения, меры валютного, налогового и таможенного контроля и прочие ограничения.

Напомним, реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуляторная гильотина», предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Президент РФ Владимир Путин подчеркивал, что реформа контрольно-надзорной деятельности не должна привести к образованию правового вакуума и отразиться на интересах россиян.

В аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова ранее хоть и поддерживали законопроекты, но обращали внимание на их несовершенство. Так, глава Экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович в СМИ говорила о большом количестве бланкетных норм (правовых норм, которые госорганы смогут трактовать самостоятельно). Законопроекты, таким образом, не смогут снизить давление на бизнес и скорее всего выльются в произвольное толкование контролерами существующих требований к бизнесу и создание новых, не исключали в аппарате  уполномоченного. «Фактически контрольно-надзорные органы смогут инициировать новые требования и принимать активное участие в самооценке своей эффективности. Есть риск создания замкнутой системы, которая не учитывает мнения ни предпринимателей, ни потребителей», – сетовала Алехнович в СМИ.

Эксперты «НГ» уверяют, что эффект от реформы будет заметен. «Новеллы предполагают, что будет разработан новый подход к определению тех или иных видов деятельности бизнеса и их разделят на те, которые должны быть подвержены регулярным очным проверкам, и на те, которым достаточно лишь бумажной. Это может дать возможность мелкому и среднему бизнесу получить больше свободы и дать стимул к запуску новых проектов», – не исключает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Впрочем, говорит он, идеальной модели из анонсируемых документов может и не выйти. «Все зависит от того, как будут они исполняться и как эффективно захочет меняться устоявшаяся система», – замечает он.

«Как показывает практика, создание институциональных условий для оценки реальных результатов проводимых реформ может занять годы. Опасность проводимой реформы состоит не в том, что она затронет специфичные направления деятельности или повлечет массовое сокращение контрольных и надзорных функций органов власти, а в потенциальной слабости механизмов практического воплощения федерального законодательства», – обращает внимание доцент Российского экономического университета им. Плеханова Максим Соколов. 

Эффект должен быть значительным, уверен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Это крупнейшая реформа контрольно-надзорной деятельности с советских времен. И узкой с точки зрения сфер, где будет проводиться, она точно не станет, так как затрагивает 33 министерства и ведомства. Исключением будет Центробанк, Федеральная налоговая служба и силовые структуры. Реформа затронет МВД, МЧС, Минюст, Минкульт, Минобразования, Минприроды и т.д. В результате количество различных актов, которыми пользуются ведомства, должны сократиться в разы», - говорит эксперт.

И в том, что отмена части регуляторных норм остро необходима, сомневаться не приходится. «Бизнес буквально задушен невероятным количеством административно-надзорных ограничений, доходящих, зачастую, до абсурда. Беда в другом: сильно бюрократизированное государство, когда начинает бороться с бюрократией, делает это теми же бюрократическими методами, зачастую только усугубляя ситуацию», - обращает внимание аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

Реформу могут просто «замотать», ограничившись действиями, формально удовлетворяющими существующей востребованности в сокращении надзора за бизнесом, но на деле мало что меняющим, не исключает завкафедрой РАНХиГС Владимир Климанов. «Соблазн пойти по такому пути есть в любой бюрократически отстроенной государственной системе. Не случайно, что та самая регуляторная гильотина, на которую нацелено федеральное правительство в настоящее время, провалилась во многих странах. И произошло это именно по тому, что у властей отсутствуют собственные стимулы для проведения настоящей, ожидаемой бизнесом и обществом в целом реформы контрольно-надзорных функций», - резюмирует эксперт. 

Отметим, что об обсуждаемых чиновниками идеях повышения эффективности работы государственной машины размышляли и авторы Telegram-каналов. 

«Мейстер» напоминает, что зампред правительства Антон Силуанов на заседании предложил сократить число надзорных служб: «Медведев в целом поддержал идею «гильотинировать часть органов» и, в ответ, предложил подумать кого можно с кем объединить, а кого и вовсе сократить. Предложения подобного характера появляются регулярно, вот только дальше раздумий дело не идет. Всем становится жалко простого инспектора росабырвалгнадзора, который в этой жизни в общем-то ничего кроме как докапываться до бизнеса – не умеет. А ему ведь семью кормить. А бизнес ничего, бизнес потерпит». 

Предложения оценивал и «Темник». «Силуанов выступил с предложением сократить часть надзорных органов. Мысль здравая. Но, как известно, любой хорошей идее, чтобы быть реализованной, надо созреть и появиться строго в нужный момент, - пишут авторы канала - Что же сподвигло сдержанного Антона Германовича высказаться именно сегодня? Первое, что приходит в голову — приближение нового календарного года. Минфин строго следит за исполнением планов сокращения федеральных госслужащих. И во многих ФОИВ уже сложилась ситуация близкая к коллапсу. Полномочий становится все больше, а исполнять их некому. Штаты сокращаются и количественно, и качественно. Невысокие, скажем прямо, зарплаты приводят к высокой текучке и вымыванию квалифицированных кадров. В этих условиях логично провести оптимизацию надзорных органов. Наподобие того, как в «социалке» сейчас принято сливать в одно юрлицо учреждения культуры, образования, медицины и т. д. А те полномочия, которые после намечаемого сокращения исполнять станет физически невозможно — просто отсечь с помощью пресловутой «регуляторной гильотины». Которая, собственно, для того и проектируется».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
2976
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
2779
Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Социологи обнаружили у россиян инфляционную панику

Анастасия Башкатова

Центробанк пока не может воздействовать на слишком высокие цены

0
3499
Зачем в Никарагуа реформируют Конституцию

Зачем в Никарагуа реформируют Конституцию

Дмитрий Морозов

Страну готовят к династической форме правления

0
2272

Другие новости