0
7055
Газета Экономика Печатная версия

27.10.2019 21:00:00

Игорь Усольцев: "Тоннель длиной в мою жизнь"

Преодолеть Северо-Муйский хребет позволят уникальные машины и высококлассные специалисты

Тэги: северомуйский тоннель, игорь усольцев, интервью


Учрежденная группой «Сибантрацит» Дмитрия Босова проектная компания «Северомуйский тоннель – 2» и ее подрядчик «ТрансТоннельГрупп» приступили к реализации проекта по строительству второго Северомуйского тоннеля для расширения самого узкого места на БАМе. Управляет ходом строительных работ УК «ВостокУголь». 15-километровый Северомуйский тоннель по сложности проходки едва ли имеет аналоги в мире. Руководитель проекта, один из ведущих специалистов в области тоннелестроения, гендиректор ООО «ТрансТоннельГрупп» Игорь УСОЛЬЦЕВ рассказал журналисту «НГ» Татьяне АСТАФЬЕВОЙ обо всех этапах строительства.

Игорь Александрович, перед вами стоит амбициозная задача: всего за пять лет – в 2024 году – завершить проект по строительству второго Северомуйского тоннеля и запустить движение поездов, увеличив тем самым его пропускную способность с 16 до 100 миллионов тонн грузов в год. За плечами у вас строительство тоннелей к сочинской Олимпиаде, строительство железнодорожных тоннелей на Дальневосточной, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорогах, станций Большой кольцевой линии московского метро, реставрация Рокского тоннеля. Сейчас сроки – сжатые, проходка – сложнейшая. На кону – ваша профессиональная репутация. Почему и ради чего вы взялись за этот проект?

– Построить Северомуйский тоннель для строителя-тоннельщика – это как спортсмену завоевать золотую медаль Олимпиады. Задачи при реализации предстоит решать масштабные: это и сложная геология, и большой водопроток, и гидростатическое давление, и немалое количество разломов. Уверен, для любого тоннельщика принять участие в таком проекте – большая честь. Это будет самый протяженный и самый сложный в техническом плане тоннель в России.

Большому проекту был дан шумный старт?

– У нас в коллективе не принято делать пафосных стартов, всегда стартуем потихоньку. В середине августа высадили на восточном портале десант, возвели палаточный городок, разместили первую группу рабочих и приступили к подготовке общежития и возведению завода по производству железобетонной обделки. Планируем его построить и запустить уже в первом квартале 2020 года. И начнем накапливать железобетонную обделку для американских тоннелепроходческих комплексов Robbins.

Сейчас ведем работы параллельно: и согласование, и подготовку проекта. С РЖД, которые будут эксплуатировать будущий тоннель, обсуждаются вопросы получения технического задания на его проектирование с указанием конкретных параметров. «Минскметропроект», являющийся главным проектировщиком, к началу следующего года обязуется выдать стадию П для прохождения экспертизы.

Почему выбраны щиты компании Robbins?

– Мы абсолютно уверены в технологиях Robbins и качестве их универсальной машины Crossover. Для этого проекта она наиболее подходящая. Машина имеет возможность вести проходку как в режиме открытого, так и закрытого забоя. У нее есть система опережающего бурения для инъекционной цементации горного массива в сложных геологических условиях. Другие известные производители тоннелепроходческих комплексов не готовят универсальные машины. С применением аналогичной машины той, что мы заказали, был реализован проект в схожих геологических условиях в США. Robbins готов к любой нестандартной ситуации, защита главного подшипника рассчитана на давление в 30 бар – это столб воды в 300 метров.

Проходческие машины готовят по индивидуальному заказу?

– Конечно, они уникальные. Разрабатываются и строятся под конкретные технические задания и геологию специально для Северомуйского тоннеля.

Сколько их будут строить?

– По контракту с Robbins от июня 2019 года изготовление первого проходческого щита занимает 11 месяцев, в конце весны 2020 года машина должна стоять на стапелях на заводе, и мы ее примем в собранном виде. Две недели осуществляются приемка и тестирование в холостом режиме, после чего она будет разбираться совместно с нашими специалистами, которые и будут участвовать в сборке этих машин на месте. Плюс отработают взаимодействие со специалистами компании Robbins. Затем – отправка через Владивосток.

Почему вы не заказали одновременную поставку сразу двух проходческих машин?

– Сроки по изготовлению проходческих машин максимально сжатые. Исходя из этого мы попросили компанию Robbins уделить максимум внимания производству первой машины в срок. Вторая машина будет идти с отставанием 2,5–3 месяца от первого комплекса. Учитывая имеющийся опыт по сборке и запуску машин, как раз за эти три месяца мы соберем и запустим первую машину. В сборке машин в круглосуточном режиме участвуют как минимум 70–80 человек. Плюс сопровождающий персонал на машинах и механизмах. Бригада, которая занималась сборкой первой машины на восточном портале, переместится на западный.

Когда начнется проходка? Специалисты Robbins будут в ней участвовать?

– Специалисты компании Robbins, согласно контракту, дают полное инженерное сопровождение при сборке, тестировании и проходке первых 200 метров. Проходка первой машины с восточного портала начнется в четвертом квартале 2020 года. А в первом квартале 2021 года запускаем вторую машину с запада.

С какой скоростью идут машины?

– Есть минимальный параметр проходки – 300 метров в месяц. При этом мы не забываем, что Robbins является одним из рекордсменов по скорости проходки в скале со скоростями в месяц до километра. Скорость машин зависит в том числе и от накопленной железобетонной обделки. Ее должно быть в избыточном количестве. Поэтому с первого квартала 2020 года мы начинаем изготавливать обделку и часть перевозить через перевал для второй машины на западный портал.

Почему начинаете движение с востока?

– Геология с восточного портала более благоприятная, поэтому там и планируется запуск первой машины. Предполагаем, что данная машина пройдет большую дистанцию при максимальной скорости. Возможно, 10 километров из 15. А значит, на западный портал придется возить меньше железобетонной обделки для производства работ.

Машины одинаковые?

– Практически близнецы. Но на «западной» машине более усилена и без того мощная система защиты подшипника. Если вдруг на восточной стороне мы встретим сильно обводненную зону, то проблем не будет, так как обе машины оснащены системой разведывательного бурения и опережающего бурения с цементированием массива.

Какие работы останутся после проходки?

– После того как закончится проходка, машины разберут, удалят с объекта, начнется бетонирование основных конструкций, верхнего строения путей, монтаж водоотводной системы, вентиляции, контактной сети, обустройство пожарных трубопроводов, установка освещения и других инженерных систем. Этой работы – на год. После санации машины можно применять на других объектах.

Первый тоннель ремонтировать придется?

– Новый тоннель проектируется таким образом, что скорость движения поездов может составить 120 километров в час. На плановые 100 миллионов тонн в год можно выйти и без ремонта. На мой взгляд, чтобы обеспечить одинаковую проездную способность двух тоннелей, верхнее строение путей первого тоннеля нужно реконструировать.

Сами РЖД планировали построить тоннель за 10 лет. Сможете ли вы уложиться в пять?

– РЖД планировали строить дополнительную штольню, использовать другие тоннелепроходческие комплексы. Это бы и потребовало больше времени. Я видел документы 1974 года по первому Северомуйскому тоннелю. Тогда сразу после первого тоннеля планировалось строить второй. И на плане была единственная штольня. Мы фактически воплощаем замысел 1974 года.

Тоннель будут строить не только и даже не столько технологии, сколько люди. Вахтовый метод строительства стал в современной России популярным способом работы как для специалистов ИТР, так и для проходчиков. Он себя оправдывает?

– В советские времена строились не вахтовые поселки, а целые городки со своей инфраструктурой: больницей, детским садом, школой. Люди там жили не выезжая, весь период стройки. И многие оседали. Я застал эти поселки, когда строился первый Северомуйский тоннель. Мы тогда все ездили туда: все подразделения «Бамтоннельстроя» на конечной фазе участвовали в завершении строительства данного объекта.

В современной России ситуация изменилась в связи с тем, что перешли на вахтовый метод. Социалку построенных поселков и городков тащить очень тяжело: создавать и ликвидировать. Проще организовать ритмичную работу специалистов вахтовым методом.

Как вы набираете команду?

– У нас большой опыт подбора персонала. На данный момент привлекаются все специалисты, которые ранее занимались тоннелестроением. В основном наши работники – выходцы из «Бамтоннельстроя». Большинство рабочих высокой квалификации, такие как пилот машины, электрослесарь, слесарь, проходчик и горнорабочий. Проходчики – в основном универсалы, которые умеют строить под землей.

У нас специалисты работают вахтовым методом в режиме месяц через месяц – это подавляющее большинство, около 99% от общего числа работников. Несколько руководителей и специалистов будут постоянно проживать на объекте с семьями.

Первый тоннель строили тысячи специалистов единовременно. Сколько всего человек будет задействовано в строительстве второго тоннеля?

– Вахтовые городки восточного и западного порталов в пик нагрузки могут размещать до 900 человек единовременно. Через месяц их вахтой меняет еще 900 человек. Это время, когда максимально насыщено все производство, активная работа на ходках от штольни в сторону основного тоннеля.

Специалисты молодые?

– Средний возраст работников на строительстве тоннеля будет 30–35 лет. Они работают, как правило, все годы строительства объекта. Иногда их переводим на другие объекты. Коллективы у нас стабильные, текучка кадров минимальная. Есть опыт работы с обучением персонала и присвоением аттестационными комиссиями разряда. Ранее у нас всегда проходило обучение приходящее молодое поколение.

Будете ли привлекать к работе местных жителей?

– Сегодня в Северомуйске живет примерно 800 человек. Среди них многие работают в качестве обслуживающего персонала железной дороги, есть и люди, которые вахтами работают на строительстве тоннелей. Возможно, они будут также привлекаться для работы у нас. Можно привлечь местных жителей даже на инженерно-технические вакансии, а также для решения административно-бытовых вопросов (уборщики, фельдшеры, медики, учетчики, табельщики). Если их квалификация будет позволять, нет никаких проблем для работы на строительстве тоннеля.

Как мотивируете команду?

– Достойной заработной платой, длительностью проектов. За 15 дней вырабатывается месячная норма, поэтому вахтовики получают зарплату каждый месяц, работая вахтовый месяц без выходных. Попасть в бригаду проходки хотят многие. У нас разработана и применяется система баллов за каждое пройденное кольцо (полтора метра готового тоннеля), в том числе и штрафные баллы, чтобы не допустить брака при высоких скоростях проходки. В конце отчетного периода эти баллы складываются у каждого звена. Лучшее звено получает премию генерального директора. Никого не нужно загонять в забой – люди сами идут зарабатывать.

Соцсоревнование в действии?

– Безусловно! Командный соревновательный дух дает отличный результат. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
463
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4242
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2847
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5377

Другие новости