0
23473
Газета Экономика Печатная версия

24.10.2019 20:58:00

Российскому здравоохранению прописали недофинансирование

Отечественная медицина в 23 раза отстала от норвежской

Тэги: бюджет, финансирование, здравоохранение

On-Line версия

бюджет, финансирование, здравоохранение Многие отечественные больницы заметно уступают иностранным. Фото Ридус

Обсуждаемый в Госдуме федеральный бюджет содержит много примечательных и даже тревожных параметров. В бюджете, в частности, зафиксировано крайне низкое финансирование образования и здравоохранения. На этот факт и обращает внимание Счетная палата (СП). В пересчете на душу населения российское государство тратит на лечение своих граждан меньше бюджетных средств, чем Румыния или Бразилия. Для примера: нефтезависимая Норвегия тратит на защиту здоровья одного жителя уже в 23 раза больше, чем современная Россия.

Наличие серьезных проблем в здравоохранении признают и в самом Минздраве. В ведомстве Вероники Скворцовой сообщают, что в сфере здравоохранения сегодня не хватает около 25 тыс. врачей первичного звена и около 130 тыс. среднего медперсонала (медработников, фельдшеров и др.). Предполагается, что решить проблему нехватки кадров возможно будет в том числе и с помощью нацпроекта «Здравоохранение».

Но решить проблемы российской медицины в одночасье будет довольно сложно, если вспомнить о хронической недофинансированности отрасли. В Счетной палате в заключении на проект бюджета-2020 указывают на тот факт, что структура основного финансового документа РФ никак не меняется и перераспределения расходов в пользу трат на такие отрасли, как здравоохранение и образование, не происходит. В то же время еще 11 лет назад была сформулирована задача бюджетного маневра в пользу этих отраслей, напоминал глава СП Алексей Кудрин. Однако в итоге сейчас эти расходы даже ниже, чем в 2008 году. «В трехлетнем бюджете этого маневра снова не видим», – подчеркивал он (см. «НГ» от 23.10.19).

В частности, следует из заключения СП, в среднем за 2020–2022 годы по всей бюджетной системе РФ траты на медицину составят 2,9% ВВП, на образование – 3,7% ВВП. При этом в целом расходы на социальную политику в РФ за тот же период составят в среднем 11,8% ВВП.

Выводы СП о неизменности расходов бюджета подтверждаются и данными финдокументов. Так, в 2018 году расходы всей бюджетной системы РФ на здравоохранение составили 2,6% ВВП, или 2,6 трлн руб. В 2019 году ожидается, что траты на медицину составят около 2,9 трлн руб., или 2,7% ВВП. При этом по итогам второго квартала траты на образование и здравоохранение составили 1,9 и 1,6 трлн руб. соответственно.

Расходы федерального бюджета на образование и медицину оказываются заметно ниже. Так, траты федерального бюджета на здравоохранение планируются на 2020 год на уровне 0,9% ВВП (1 трлн руб.), что на 0,2 процентного пункта выше, чем в 2019 году, при этом в плановом периоде 2021–2022 годов показатель снижается до 0,8% ВВП. Схожая картина и в тратах федерального бюджета на образование. Здесь расходы в 2020–2021 годах планируются на уровне 0,8% ВВП, в 2022 году – снижаются до 0,7% ВВП (3 млрд руб.). Для сравнения: расходы только федеральной казны на национальную оборону в 2020–2021 годах планируется на уровне 2,7% ВВП, на 2022 год – 2,6% ВВП.

В то же время по объему выделяемых бюджетам регионов субсидий лидируют разделы «Образование» и «Здравоохранение». По первому только на 2020 год предусмотрено свыше 133,7 млрд руб., по второму – около 121 млрд.

Тем не менее, подчеркивают аудиторы, совокупные государственные траты на обе отрасли заметно отстают от расходов стран «большой семерки». «К примеру, в Великобритании в 2018/19 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование – 4,2% ВВП; в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы на здравоохранение предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно; во Франции в 2020 году на здравоохранение – 8% ВВП, на образование – 4,7% ВВП», – перечисляют в ведомстве Кудрина.

Действительно, многие развитые страны либо наращивают траты на здравоохранение и образование, либо не снижают их. К примеру, Израиль тратит на медицину около 5% ВВП, и пару лет назад соотношение было примерно таким же. Не изобилующие энергоресурсами Польша и Эстония, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), тратят на государственную медицину свыше 4% ВВП. Норвегия, чьи доходы также строятся на углеводородах, тратит на здравоохранение чуть менее 9% ВВП. Почти столько же расходует Швеция. Больше всех госрасходов приходится на США. Только в 2018 году страна потратила на эти цели около 14,3% ВВП.

Заметим, меньше РФ на здравоохранение тратит Китай – 3% ВВП, Мексика – 2,8%, Индонезия – 1,4% и Индия – менее 1% ВВП.

Если говорить о госрасходах на душу населения, то данные также оказываются не в пользу РФ. По данным Всемирного банка (ВБ), в 2016 году на одного россиянина в среднем приходилось 267 долл. государственных трат. Для сравнения: Бразилия тратит на одного своего гражданина 337 долл., Румыния – 372 долл., Чили – 700 долл. Нефтяная Норвегия тратит на одного норвежца колоссальные 6,3 тыс. долл., Германия – 4 тыс. долл.

При этом если посмотреть траты РФ на медицину, пересчитанные по паритету покупательной способности (ППС), то на одного гражданина приходится уже около 1,3 тыс. долл. Для сравнения: на одного жителя Бразилии тратится около 1,7 тыс. долл., жителя Чили – 2 тыс. долл.

Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ранее сообщали, что во всем мире идет тенденция к росту расходов на здравоохранение. Эти расходы растут быстрее мировой экономики, а объемы их приближаются к 10% глобального ВВП. Причем быстрее всего растут расходы на здравоохранение в странах с низким и средним уровнем доходов, отмечали в ВОЗ. Эти же категории стран быстрее всех наращивают государственные расходы на медицину. «При этом в странах со средним уровнем доходов за период с 2000 года госрасходы на здравоохранение на душу населения удвоились. В странах с уровнем дохода ниже среднего бюджетные расходы на здравоохранение на душу населения составляют 60 долл., а в странах с уровнем дохода выше среднего – около 270 долл.», – рассказывали в организации.

Не лучше ситуация и в бюджетных тратах на образование. Если РФ тратит на эту сферу около 3,7% ВВП, то та же Бразилия расходует свыше 6% ВВП, Чили – 5,4%, Дания – 7,6% ВВП, а Норвегия – колоссальные 8%. По расходам на образование нас опять «обгоняет» Китай, который расходует на эти цели менее 2% ВВП, следует из данных ВБ.

Расходы бюджетов на различные отрасли социальной сферы по отношению к ВВП традиционно ниже в России по отношению к развитым странам, отмечают эксперты «НГ». «Это касается и расходов на социальную политику, включая пенсионное обеспечение, также и на образование, здравоохранение», – говорит завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. По его мнению, сложности связаны с уровнем налоговой нагрузки в стране. «Уровень налоговой нагрузки на бизнес и население, или доля доходов всех бюджетов в ВВП РФ, на 7–8 процентных пунктов ниже, чем в среднем в странах – членах ОЭСР. Поэтому и ресурсов для наращивания бюджетных расходов в России нет», – замечает он, напоминая, что траты на оборону в РФ выше, чем в странах ОЭСР

По мнению профессора РАНХиГС Людмилы Прониной, простое увеличение расходов не решит всех проблем российского здравоохранения и образования. «Важно улучшить пространственную структуру этих отраслей с учетом их более равномерного распределения и финансирования учреждений на территории страны, включая учреждения, предоставляющие населению высокотехнологичную медпомощь и качественные образовательные услуги в высшей школе. Обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров и заинтересовать их в работе в учреждениях образования и здравоохранения на всей территории страны. И все эти меры должны разрабатываться и реализовываться системно», – подчеркивает она.

Если вы спросите любого министра российского правительства, в чем основная проблема его отрасли, не сомневаюсь, что он ответит – недофинансирование, продолжает декан факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС Леонид Печатников. «Парадоксально, но если вы спросите об этом же любого министра правительства самой богатой страны, ответ будет тем же. Универсальный закон природы: денег не хватает всем и всегда! Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что у нас никто не может или не хочет просчитать реальную себестоимость здравоохранения в зависимости от региона, методов диагностики и лечения, включая наиболее современные. Только располагая такими цифрами, можно говорить об адекватности или неадекватности тарифов ОМС, которые и должны быть основной статьей расходов отрасли», – говорит он.

Кроме того, отмечает эксперт, нужно корректно обосновать необходимость капитальных вложений. «В СССР, при экстенсивном развитии экономики, было развернуто такое количество коек и площадей (муниципальных, ведомственных и федеральных), что наращивание их должно быть скрупулезно обосновано. И наконец, следует учитывать, что экономически обоснованные тарифы ОМС привлекут в отрасль предпринимателей, которые снимут с государства немалую часть расходов. Иными словами, прежде чем судить о недофинансирование здравоохранения, как впрочем и любой отрасли, необходимо добиваться эффективного и разумного использования того, что есть!» – резюмирует Печатников.

«Представляется несомненным необходимость доведения расходов на образование и науку в нашей стране до уровня развитых стран. Однако вопрос состоит не только в объеме финансирования, но и в эффективности его использования», - указывает доцент Российского экономического университета им Плеханова Елена Бакина. По ее мнению, повышение эффективности можно достичь различными путями. «Например, выделением приоритетных направлений расходования средств и осуществлением пилотных проектов. В здравоохранении это могут быть проекты по борьбе с наиболее распространенными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания. В образовании – развитие инфраструктурной базы образовательных учреждений. При этом несомненным приоритетом также остается поддержание достойного уровня оплаты труда специалистов, работающих в данных сферах», - резюмирует она.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев связывает недофинансирование отраслей с бухгалтерским подходом властей к экономике. «В рамках этого подхода единственным критерием успешности является доход в единицу времени. Ни образование, ни здравоохранения прямого дохода не дают и воспринимаются как обуза экономики и бюджета», - говорит он.

Заметим, еще ранее независимые эксперты признавали, что решить текущие проблемы того же здравоохранения простым увеличением финансирования невозможно, необходимо серьезное реформирование отрасли (см. «НГ» от 26.12.17). 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
279
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
758
Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
2204
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
4514

Другие новости