1
2764
Газета Экономика Печатная версия

23.10.2019 21:14:00

Россияне идут в интернет за товарами по сниженным ценам

В отечественной экономике зафиксирован бурный рост рынка онлайн-продаж из рук в руки

Тэги: интернет, покупки, торговля, физлица


интернет, покупки, торговля, физлица Потребители все чаще продают и покупают товары в интернете. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

В России бурно растет рынок интернет-торговли между частными лицами. За два года он увеличился в денежном выражении почти в два раза и составил около 570 млрд руб. Трудно даже предположить, что еще в российской экономике сейчас растет такими темпами. По мнению экспертов, главное объяснение, почему россияне все чаще продают друг другу через интернет бывшие в употреблении электроприборы, одежду, обувь, детские товары и т.п., кроется в развитии интернет-технологий, делающих такое взаимодействие быстрым и удобным. Однако можно предположить, что есть и другая причина, связанная со стремлением граждан найти выгодные предложения в условиях крайне нестабильных доходов.

Рынок торговли между частными лицами в интернете в денежном эквиваленте вырос на рекордные 92,5% за два года, составив 568 млрд руб. в 2019-м против 295 млрд в 2017-м. Такие данные содержатся в совместном исследовании Авито и Data Insight.

Упомянутые примерно 570 млрд руб. – это почти 5% от всего оборота розничной торговли непродовольственными товарами по итогам января–сентября 2019 года, составившего около 12,6 трлн руб. Розничная торговля непродовольственными товарами растет сейчас в России на 1,6% в год (по итогам девяти месяцев), что не идет ни в какое сравнение с ростом почти на 50% в год, который демонстрирует частная онлайн-торговля.

Как замечают исследователи, количество частных продавцов растет быстрее, чем покупателей: «В 2019 году количество продавцов и покупателей составило 14 и 12 млн соответственно, два года назад аналогичное соотношение было 8 к 10 млн».

«Продавцов по-прежнему больше среди молодой аудитории: основная возрастная категория продавцов, как и ранее, – 25–34 года, но ее доля сократилась с 47% в 2017-м до 37% в 2019-м, – добавляют исследователи. – При этом на 8 процентных пунктов (п.п.) увеличилась доля более возрастной категории (35+) и незначительно, на 2 процентных пункта, – доля молодой аудитории 18–24 года». Похожие тенденции и среди покупателей.

Среди продавцов преобладают граждане со средним доходом: их доля достигает почти 80% и в 2017-м, и в 2019-м. Исследователи описали, между какими двумя полюсами находятся, по их оценкам, граждане со средним доходом: «Низкий доход – когда не хватает денег на еду. Высокий доход – когда хватает на машину и квартиру/дом или как минимум на машину».

Чаще всего граждане продают электронику и бытовую технику (23% опрошенных), одежду и обувь (18%), детские товары (16%), автозапчасти – 9% и т.д. Средний чек в 2019-м почти не изменился по сравнению с 2017-м, составив чуть больше 3 тыс. руб. Количество сделок выросло за анализируемый период с 90 млн до 177 млн.

Опрошенные «НГ» эксперты уточняют, что в продажах из рук в руки нет ничего необычного, этот вид торговли был распространен и раньше, только объявления размещались не в интернете, а в прессе и т.п. Но сейчас этот вид продаж действительно получил второе рождение – благодаря распространению интернет-технологий, делающих такое взаимодействие граждан более удобным и быстрым.

«Один из факторов, который стимулирует развитие торговли между физлицами, – стремительный рост электронной коммерции», – говорит гендиректор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Основная причина – рост опыта использования интернета россиянами, – соглашается аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. – По исследованию, доля жителей небольших городов среди продавцов выросла с 14 до 23%, а доля жителей столиц упала с 37 до 24%. Жители небольших населенных пунктов нашли возможность отправлять товары и получать за них оплату». 

Есть версия, что также сказывается мода на шеринговую экономику и осознанное потребление, связанные с отказом покупать новые товары – например, детские вещи, которые через полгода-год могут оказаться уже ненужными.

Наконец, у такого бурного роста рынка частных продаж есть и другие объяснения: сказываются застой в российской экономике, многолетний период падения и стагнации доходов населения. Одни граждане стремятся продать потерявший актуальность товар и вернуть хотя бы часть потраченных денег; другие пытаются найти товары по более выгодным ценам, пусть и бывшие в употреблении.

Как при этом замечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, для некоторых, уже, скажем так, не совсем частных продавцов такой канал продаж – способ избежать уплаты налогов. В этом случае не требуется снимать торговые площади, не нужно хранить и размещать ассортимент, не надо устанавливать кассовые аппараты, по мере получения товара покупатель пересылает деньги продавцу на карту, перечисляет эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Маркетплейсы станут информационно обязанными

Маркетплейсы станут информационно обязанными

Анастасия Башкатова

В Госдуме и правительстве надеются заставить онлайн-площадки подтверждать безопасность продаваемых товаров

0
3510
На Западе смерть Всемирной торговой организации считают неизбежной

На Западе смерть Всемирной торговой организации считают неизбежной

Михаил Сергеев

В России мечтают о возврате светлого прошлого глобализации

0
2259
Казней в Иране становится все больше

Казней в Иране становится все больше

Данила Моисеев

Некоторых приговоренных повесили публично и на подъемных кранах

0
3912
Госдума спешит с законом против иноагентов

Госдума спешит с законом против иноагентов

Иван Родин

Под предлогом запрета рекламы фактически будет расширен список ограничений для СМИ

0
2675

Другие новости