1
154025
Газета Экономика Печатная версия

05.09.2019 19:34:00

Пенсионный возраст могут поднять до 70 лет

Депутаты увидели признаки подготовки ко второму этапу болезненной реформы

Тэги: пенсионная реформа

Все статьи по теме "Пенсионная реформа"

пенсионная реформа Возможно, в стране скоро станет еще больше предпенсионеров, которым нужно будет думать о своем трудоустройстве. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Проведенная в России пенсионная реформа, судя по всему, не вызывает особой гордости даже у ее апологетов. По крайней мере, на это указывают наблюдатели. Как сообщил «НГ» депутат Госдумы Валерий Рашкин, есть информация, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается подготовкой второго этапа пенсионной реформы. Этот этап, по сведениям депутата, предполагает новое повышение пенсионного возраста для мужчин и для женщин до 70 лет. К слову, дискуссии о том, каким должен быть пенсионный возраст в РФ, даже сейчас действительно не утихают.

Приняв сложное решение о повышении пенсионного возраста, правительственные чиновники затем уверили население, что в течение как минимум ближайшего десятилетия, а то и до 2036 года, необходимости в новой отсрочке выплаты пенсий не появится. Однако, как считают некоторые наблюдатели, на самом деле новое повышение пенсионного возраста не только уже обсуждается, но и может быть претворено в жизнь значительно раньше, чем через 10 лет.

«Опять началась подготовка к следующему удару по нашим людям, которые достигают пенсионного возраста», – сообщил «НГ» депутат Госдумы Валерий Рашкин. По его словам, одним из признаков проводимой чиновниками подготовки можно считать, например, недавнее заявление правительства, что в стране резко выросла продолжительность жизни граждан: у женщин – до 78,5 года, у мужчин – до 68,5 года.

«Я начал проводить разведку боем, чтобы узнать, кто там в правительстве, в этих структурах, министерствах, чем занимается», – пояснил Рашкин. В ходе такого расследования депутат выяснил, что в правительстве создана рабочая группа, которая занимается анализом полученного бюджетом эффекта от стартовавшей реформы и разработкой мер по дальнейшему сокращению бюджетных отчислений в Пенсионный фонд. «У меня есть сведения, что  создана группа. Я не могу их подтвердить вам документально, – уточнил депутат. – Это один в один, на 100% та же группа, которая готовила и первый этап пенсионной реформы – повышение возраста выхода на пенсию».

По словам Рашкина, судя по всему, в правительстве поняли, что предварительные итоги пенсионной реформы печальны. Та черная дыра, которая, как полагают чиновники, есть в Пенсионном фонде, не закрыта, перечисления из бюджета продолжаются, анализа, почему это происходит, не делается, и даже задача повысить на 1 тыс. руб. пенсии, похоже, вызывает сложности, перечисляет доводы Рашкин.

Кстати, напомним, как писала «НГ», ранее в профильных ведомствах пояснили, что на самом деле никто и не обещал поголовного повышения пенсий на 1 тыс. руб. Во-первых, речь шла о таком увеличении пенсий только для неработающих пенсионеров. А во-вторых, эти обещания касались усредненного показателя: на 1 тыс. мог рассчитывать только среднестатистический пенсионер, а вовсе не все (см. «НГ» от 24.06.19).

«Среднее ежемесячное увеличение пенсии ныне действующим пенсионерам оценено в 1 тыс. руб. Приблизительно каждый пенсионер, естественно, в зависимости от стажа и размера страховых взносов, которые он уплачивал, получит под 12 тыс. в год», – поясняла вице-премьер Татьяна Голикова. Ключевые слова тут – «в зависимости от».

«Первый этап сам по себе не решил задач, которые были поставлены», – пояснил Рашкин. Поэтому, по его словам, и было принято решение приступить ко второму этапу. «Когда он произойдет? Сегодня информации нет. То ли через год. То ли через два года. То ли под конец президентского срока», – сказал депутат. По его данным, второй этап предполагает повышение пенсионного возраста до 70 лет для мужчин и женщин. «Вот такие у меня на сегодняшний день невеселые размышления исходя из той информации, которую я получил как депутат Госдумы», – резюмировал Рашкин.

О том, что в пенсионной системе до сих пор не устранены дисбалансы, говорят не только депутаты. Например, ранее Счетная палата (СП) сообщила, что, несмотря на принимаемые государством меры, «создать эффективную пенсионную систему пока не удалось». Правда, возглавляемая Алексеем Кудриным Счетная палата воздержалась от анализа ситуации именно с пенсионным возрастом, однако выводы аудиторов все равно можно назвать жесткими.

«Реализуемая с 2013 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан. За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%. Чтобы достичь 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. руб. Для этого начиная с 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции», – пояснила ранее аудитор СП Светлана Орлова. 

В телеобращении к гражданам России президент Владимир Путин сообщал, что предложенные пенсионные изменения «позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост»: «В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц».

При этом, несмотря на то что в стране уже приняты окончательные, как казалось, решения, в экспертной среде продолжаются дискуссии о том, какой пенсионный возраст можно считать для России оптимальным.

«Наш анализ показывает, что новый пенсионный возраст занижен для женщин и завышен для мужчин (демографическим характеристикам объективно соответствовали бы параметры: 62 года для женщин и 63 для мужчин)», – сообщил в статье «Повышение пенсионного возраста: ретроанализ и взгляд вперед» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Напомним, смягченная Владимиром Путиным реформа предполагает постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, для женщин – до 60 лет.

Тем не менее Гурвич подчеркивает, что «решение о повышении пенсионного возраста стратегически было как неизбежным (фактически не имеющим реальной альтернативы), так и лучшим из возможных с точки зрения долгосрочных перспектив экономики и уровня благосостояния граждан».

Как пояснил «НГ» замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров, «пока рано судить об итогах пенсионной реформы, она только началась». «Единственный итог, о котором мы точно можем судить, это о повышении пенсии неработающим пенсионерам. Без реформы пенсии были бы проиндексированы на 4,3%, а с реформой они проиндексированы на 7%. Поэтому соответственно мы получили дополнительную индексацию для неработающих пенсионеров около 3%. И более того, это произошло с 1 января, а не в феврале, как обычно у нас проводятся индексации. Поэтому это пока единственный четкий факт, о котором мы можем говорить», – пояснил эксперт.

Назаров уточнил, что ему ничего не известно о какой-либо подготовке нового повышения пенсионного возраста. «Я более чем уверен, что до 2028 года обсуждать это в органах государственной власти в принципе бессмысленно, – сказал он. – Да и после 2028 года никакой спешки в дальнейшем изменении пенсионного возраста не будет».

Минтруд и Пенсионный фонд России воздержались от комментариев по этой теме. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Александр Жмыриков 09:05 06.09.2019

Не могу согласиться с Евсеем Гурвичем в том, что альтернативы повышению пенсионного возраста нет. Альтернатива есть, причем весьма очевидная. Это замена плоской шкалы налогов прогрессивной шкалой с последующим перераспределением бюджетных средств в пользу категорий граждан с низкими доходами. Эта данность имеет место во всех развитых странах, включая такие как Швеция, Норвегия, Франция. У нас же экономика падает, число бедных растет, а доходы миллиардеров в плюсе.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости