0
5048
Газета Экономика Печатная версия

04.09.2019 19:41:00

Производители стали – очередная цель "зеленых"

Экологи могут остановить экспорт отечественной продукции в Европу

Тэги: сталевары, экологичные технологии, германия, швеция, сталь, экспорт, пошлины

On-Line версия

сталевары, экологичные технологии, германия, швеция, сталь, экспорт, пошлины Председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов считает современные технологии главной составляющей своего успеха. Фото PhotoXPress.ru

Сталевары Германии и Швеции осваивают новые, гораздо более экологичные технологии, когда в процессе производства вместо сжигания угля используется водород и резко сокращаются выбросы углерода. Ожидается, что затраты будут примерно на 20–30% выше, но для того чтобы конкурировать с более дешевой импортной, в том числе российской сталью, европейские производители надеются не только на госпомощь, аналогичную той, которую получают возобновляемые источники энергии, но и на создание барьеров для грязного импорта. Иностранные эксперты предсказывают, что экологи в ближайшее время развернут атаку на традиционные технологии в металлургии по всему миру.

Немецкий промышленный конгломерат Thyssenkrupp и другие европейские сталелитейщики обращаются к водороду в качестве замены угля в своих процессах, пишет агентство Bloomberg. Старая технология выплавки, которая почти не изменилась с тех пор, как была запатентована английским изобретателем Генри Бессемером в 1856 году, является одной из наиболее грязных. При преобразовании железной руды в сталь в воздух попадают вредные химические элементы и соединения, а ключевой проблемой металлургии считается выброс углекислого газа. В традиционных доменных печах углерод в виде угля или окиси углерода закачивается вместе с рудой, создавая чистое жидкое железо. Углерод захватывает атомы кислорода в руде и уплывает в виде углекислого газа, парникового газа, который способствует глобальному потеплению. Печи производят в среднем 1,8 т углекислого газа на каждую тонну стали. По данным Всемирной ассоциации стали, ее производство дает около 7–9% всех антропогенных выбросов углерода.

После форсирования изменений в других ресурсных гигантах, экологи и политики нацеливаются на сталь, поднимая трудные вопросы для отрасли, которая уже борется с растущими затратами и неустойчивым глобальным ростом, пишет агентство.

Как пишет Bloomberg, компания Thyssenkrupp получила в этом году государственный грант на проведение испытаний по использованию водорода в одной из доменных печей в городе Дуйсбург. Использование водорода в процессе устраняет большую часть вредных выбросов. И речь не о лабораторных испытаниях. «Мы говорим о миллионе тонн в месяц», – сказал главный технический директор Thyssenkrupp Steel Арнд Кефлер. В Швеции, где производство стали дает около 10% выбросов углерода, группа компаний приступила к строительству нового завода, на котором будет применяться новая водородная технология.

Грант – это пряник, но есть и кнут. Правительства заставляют сталелитейную промышленность сдерживать загрязнение в рамках усилий по выполнению обязательств Парижского соглашения об изменении климата 2015 года. Хотя эта проблема носит глобальный характер, острее всего она стоит в Европе, где нормативные стандарты являются наиболее жесткими. 

Металлурги в Европе находятся под давлением не только правительств, которые транслируют требования экологов. Давление идет и со стороны влиятельных групп инвесторов, такой, например, как Climate Action 100+. В нее входят 320 инвесторов, управляющих более чем 33 трлн долл. Они также требуют, чтобы компании придерживались целей Парижского соглашения. Группа форсировала изменения в крупнейшей нефтяной компании Royal Dutch Shell и горнодобывающем гиганте Glencore, а теперь она присматривается к сталелитейщикам.

Привязка инвестиций к экологическим требованиям заставляет производителей обратить внимание на новые технологии, но, как ожидается, производственные затраты будут примерно на 20–30% выше, чем на аналогичных заводах, использующих ископаемое топливо. При этом, пишет агентство, европейские сталелитейщики чувствуют себя ущемленными, поскольку спрос сокращается, в то время как дешевый импорт в регион остается высоким.

Путь к «зеленой стали», возможно, придется прокладывать с помощью государственной помощи, аналогичной той, которую получают возобновляемые источники энергии, сказал главный технический директор ArcelorMittal Дэвид Кларк.

Европа является крупнейшим экспортным рынком для российских сталелитейных компаний. Эта отрасль приносит существенную экспортную выручку. Экспорт черных металлов составляет порядка 5,2% от совокупного объема экспорта из России. Он уступает по значимости только нефти (28%), нефтепродуктам (17,4%) и природному газу (12,6%).

191-4-2_t.jpg
Китайские сталевары уже снижают производство
из-за экологических требований. Фото Reuters

На фоне нестабильной ситуации в мировой торговле производство стали сокращается во всем мире. В Китае, который является самым большим в мире производителем, потребителем и экспортером стали, отрасль снижает объемы под воздействием слабого мирового спроса и… экологических требований. В июле среднесуточный выпуск стали в Китае снизился на 6% по сравнению с предыдущим месяцем. На севере страны, где находится больше всего сталеплавильных мощностей, заводы по требованию местных органов власти снижали объемы выплавки из-за проблем с загрязнением воздуха.

Россия с долей в 7% мирового экспорта является третьим по величине экспортером стали после Китая и Японии. По итогам первого полугодия 2019 года объем российского экспорта черных металлов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года упал на 10,3% и составил более 21,1 млн т. По данным ФТС, в стоимостном выражении их экспорт также снизился на 17,8% – до 9,8 млрд долл.

Кстати, российская сталь в Европе уже давно подвергается ограничениям, и претензии по неэкологичности могут стать еще одной разновидностью протекционистских мер. Летом 2015 года ЕС установил пошлины в размере 18,7–36% для стали из России (19% – для китайской продукции). В результате резко сократились поставки различных видов стали, а Россия пожаловалась в ВТО.

Евросоюз допустил многочисленные нарушения норм при введении антидемпинговой меры в отношении холоднокатаного проката из РФ, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в апреле 2019 года. Речь о антидемпинговых пошлинах для продукции крупнейших российских предприятий, которые ЕС применяет с августа 2016 года. Они составили 18,7% для «ММК, 34% для «Северстали» и «НЛМК», а для всех остальных компаний из РФ – 36,1%.

Сегодня трудно предсказать, какими пошлинами может быть обложена дополнительно российская продукция под давлением европейских экологов, но очевидно, что  она может коснуться крупнейших российских производителей: «ММК» Виктора Рашникова, «НЛМК» Владимира Лисина, «Северстали»   Алексея Мордашова и других.   

Эксперты «НГ» считают, что угроза для российских поставщиков весьма реальна. Хотя ограничения на производство и экспорт появятся не завтра. «Я бы не стал опасаться существенного влияния этого фактора на рынок, все-таки продавливание необходимых законодательных ограничений – дело небыстрое, равно как и строительство предприятий по новой технологии, – сказал «НГ» директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. – Не так будет просто обосновать, почему страны ЕС должны взять на свои бюджеты дополнительную нагрузку, тем более в ситуации, когда США тоже втягивают Европу в торговые войны, в первую очередь в связи с поставками продукции машиностроения, которая как раз и является основным потребителем стали. Тем более что производство стали в Турции и России, являющихся крупнейшими поставщиками стали на европейский рынок, в любом случае оказывает меньше влияния на экологию Европы, чем более чистое производство, которое все-таки будет находиться на территории ЕС. Кроме того, дотации могут компенсировать европейским производителям удорожание производства, но не расходы на техперевооружение, а главное, не выровняют уже существующую на текущий момент разницу в себестоимости».

Эксперт напоминает, что против российской стали в Европе уже существуют значительные заградительные пошлины, но это не мешает наращивать ее экспорт. «Общая эффективность производства и слабый рубль позволяют успешно конкурировать даже в таких неравных условиях», – говорит Кабаков. 

«Это абсолютно реальная угроза, – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – У нас также уже примерно два года как банки при обсуждении выдачи кредита под проект начали требовать его экологическую экспертизу. В Европе это происходит еще жестче».

Эксперт напоминает о богатом европейском опыте противостояния советской и российской продукции. «В советские времена ограничивали наш импорт под предлогом того, что в создании продукции использовался труд заключенных. В современной истории была знаменитая история с шумностью авиадвигателей. Тогда наши авиакомпании под угрозой запрета полетов над территорией ЕС были вынуждены закупать иностранную технику. Так что использование марки «зеленая сталь» для ограничений поставок из России – это абсолютно реально. Кроме того, под угрозой оказывается и российский уголь», – говорит Андриевский.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
5220
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2170
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
6425
Олаф Шольц потерпел историческое поражение

Олаф Шольц потерпел историческое поражение

Олег Никифоров

Германия входит в период политической неопределенности

0
3830

Другие новости