0
5036
Газета Экономика Печатная версия

26.06.2019 19:40:00

Экономике нужны водители, врачи и слесари

Дешифровщики космических снимков не пользуются спросом у работодателей

Тэги: технологический рывок, профессии, специальности, анализ


131-4-2_t.jpg
В строительной отрасли пока еще ищут
новых работников.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Стартовавшая в РФ приемная кампания заставила многие семьи задуматься о том, какие профессии перспективны. Анализ базы вакансий «Работа в России» показал, что востребованы профессии, которые условно можно назвать близкими к телу: водитель, врач, учитель, продавец и т.д. Но для технологического рывка должны появляться принципиально новые специальности. У Минтруда есть список перспективных профессий, правда, количество вакансий по многим из них сейчас минимально.

К востребованным профессиям в России сейчас можно отнести водителей (количество вакантных рабочих мест почти 90 тыс.), врачей (свыше 57 тыс. мест), слесарей (более 52 тыс.), учителей, преподавателей и педагогов (почти 49 тыс.), инженеров (около 49 тыс.), продавцов (свыше 34 тыс.), медсестер (боле 32 тыс.). 

Это показал анализ данных общероссийской базы вакансий «Работа в России» (trudvsem.ru). Больше всего вакансий размещается работодателями в таких сферах, как производство, строительство, здравоохранение, транспорт, торговля, образование и др.

«Наибольшее число вакансий – для врачей, медицинских сестер, фельдшеров, продавцов, инженеров, специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Также много заявок от работодателей на водителей, поваров, швей, электрогазосварщиков, машинистов, механиков, ремонтников», – сообщали ранее эксперты Всероссийского научно-исследовательского института труда (ВНИИ труда).

Похожие тенденции выявляют в компании HeadHunter. По их данным, в мае в десятку востребованных вакансий входили: продавец-консультант, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам, торговый представитель, программист, инженер, оператор колл-центра, водитель, рабочие строительных специальностей, повар.

Перед многими семьями сейчас остро стоит проблема выбора специальности для детей. Какие профессии можно считать в России перспективными? Такие, которые уже сейчас востребованы рынком труда? Или абсолютно новые, которые в будущем, по экспертным прогнозам, выйдут на передовую?

Оба варианта таят в себе риски: востребованная сегодня профессия рискует уже завтра потерять актуальность; абсолютно новые специальности могут не оправдать надежд. Оба варианта могут оказаться выигрышными: первый – если в экономике ничего принципиально не изменится; второй – если все же произойдет технологический рывок.

В этом году самыми популярными у российских абитуриентов, поступающих в вузы, стали «педагогические направления, IT-специальности и медицина», сообщил ранее министр науки и высшего образования Михаил Котюков. И такой выбор вполне соответствует текущим запросам рынка труда.

Несколько лет назад Минтруд утвердил Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (размещен на портале trudvsem.ru). И он содержит множество вариантов, которые, как представляется, должны присутствовать в стране, делающей ставку на развитие высокотехнологичных отраслей. В частности, упоминаются такие области, как нанотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, ракетно-космическая промышленность, атомная промышленность и т.д.

Правда, по многим упомянутым в справочнике перспективным профессиям количество реально существующих вакансий сейчас равно как будто нулю. Приведем лишь несколько примеров: это «специалист в области разработки полупроводниковых лазеров», «дешифровщик космических снимков», «радиоинженер в ракетно-космической промышленности», «монтажник «умного дома» и др. Кем, где и когда будут востребованы такие специалисты?

«Действительно, конкретную вакансию не всегда можно найти в справочнике. Так как понятие профессии шире, одна и та же профессия может быть связана с несколькими вакансиями, – пояснили «НГ» в пресс-службе ВНИИ труда. – Поэтому в справочнике в описании профессий есть раздел «Должности». Вакансии, как правило, размещаются под определенные должности, а наименование профессии может не совпадать с наименованием должностей». ВНИИ труда продолжает: «Востребованные профессии не всегда массовые, но они могут быть ключевыми для определенных сфер деятельности или даже для отдельных предприятий. Это в том числе редкие, дефицитные профессии, требующие специального, возможно дорогостоящего, обучения. Вакансий по таким профессиям, как правило, немного, а в какой-то момент они могут отсутствовать совсем».

Действительно, если взять, например, «монтажника «умного дома», то ему по классификатору соответствуют «электромонтер диспетчерского оборудования и телеавтоматики» (более 80 рабочих мест), «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» – почти 9,7 тыс. рабочих мест. А «дешифровщику космических снимков» соответствуют «научный сотрудник в области физики и астрономии» (свыше 330 рабочих мест), «физик» – свыше 1,5 тыс. рабочих мест.

В любом случае, как замечает профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова, подобные справочники перспективных профессий нужны, поскольку они отражают тенденции экономики знаний, показывают молодежи направления для выбора профессий с учетом карьерного роста. «Но что касается нашего рынка труда, то он, по оценкам экспертов, не соответствует экономике знаний, поэтому и востребованы в основном традиционные, зачастую архаичные профессии, – продолжает Яхонтова. – Да и зарплаты предлагаются далекие от ожиданий молодых талантов и экономики знаний». Тем не менее в России есть высокотехнологичные предприятия, которые нуждаются в особых специалистах. «Пока, правда, о массовом наборе речь не идет. Только о «штучном» призыве. На эти вакансии ищут опытных людей, проверенных реальными проектами», – поясняет Яхонтова.

Как говорит венчурный инвестор, основатель Universa Blockchain Александр Бородич, традиционные профессии по-прежнему востребованы, но технологическая революция неизбежна. «Она приведет к росту спроса на управленцев и специалистов, занятых в высокотехнологичных областях. Причем развитие Интернета и облачных технологий размоет привычные границы, а миллионы нынешних рабочих мест, прежде всего в административной сфере, исчезнут», – предполагает эксперт.

«В настоящее время на российском рынке труда очень востребованы профессии программистов и специалистов в области информационной безопасности, – говорит Бородич. – Нужны высококвалифицированные инженеры, которые разбираются не только в технологической составляющей своей работы, но и в бизнес-процессах предприятий. Нужны инженеры-роботехники и программисты, которые могут разрабатывать искусственный интеллект и платформы на технологии распределенных реестров». 

«Недавно в правительстве был разработан проект Национальной технологической инициативы (НТИ–2035), который предусматривает активное развитие десяти рынков, так называемых Net’ов, – говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Безусловно, каждый из этих рынков требует наличие профессиональных кадров. Это будущее». Речь идет о таких рынках, как AutoNet, AeroNet, EnergyNet, NeuroNet, FoodNet, HealthNet, SafeNet, FinNet, MariNet, TechNet.

Например, знакомое нам здравоохранение трансформируется в HealthNet, на котором будут востребованы архитектор медоборудования; биоэтик; генетический консультант; ИТ-медик; оператор медицинских роботов; молекулярный диетолог; ИТ-генетик; разработчик киберпротезов и имплантатов; консультант по здоровой старости и т.д., перечисляет эксперт.

«Предполагается, что в 2035-м объем кадровых потребностей рынков НТИ составит приблизительно 300 тыс. чел., – сообщает Лебединская. – Планируется, что по большей части данный объем будет обеспечиваться специалистами, выросшими в рамках «кружкового движения».

Сейчас всего студентов, имеющих потенциал для работы на рынках НТИ-2035, «выпускается в год чуть больше 46 тыс. человек, или 6% от общего числа студентов России», обращает внимание Лебединская. «Однако сегодня студенты получают классическое образование, которого явно недостаточно для полноценной работы на рынках будущего», – замечает эксперт. Не может полностью решить проблему и «Кружковое движение», считает Лебединская.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Андрей Кортунов

Целью международного сообщества должно стать недопущение эскалации конфликта

0
14107
Годовщина войны, в которую никто не верил

Годовщина войны, в которую никто не верил

Геннадий Петров

Спустя 12 месяцев боевых действий ни Израиль, ни его противники не приблизились к победе

0
4610
Был ли Фрейд великим писателем?

Был ли Фрейд великим писателем?

Владимир Соловьев

Со дня смерти психоаналитика исполнилось 85 лет

0
7453
Британские дети становятся несчастнее, нидерландские – счастливее

Британские дети становятся несчастнее, нидерландские – счастливее

Данила Моисеев

Исследование показало, что мальчики и девочки лучше себя чувствуют в странах с небольшим социальным неравенством и здоровым микроклиматом в семье и школе

0
3074

Другие новости