0
5330
Газета Экономика Печатная версия

07.02.2019 19:49:00

Улучшить потребительские настроения может только чудо

Все меньше граждан РФ планируют совершать крупные покупки

Тэги: потребительские настроения, крупные покупки, опрос


потребительские настроения, крупные покупки, опрос Сегодня – не самое лучшее время для крупных покупок, считают большинство россиян. Фото РИА Новости

В России снижается доля тех, кто считает настоящее время благоприятным для крупных покупок. А общий индекс потребительских настроений остается в негативной зоне и снижается с начала прошлого года, говорят в Левада-Центре. Государство продолжает политику затягивания поясов, несмотря на растущее недовольство населения, отмечает западная пресса. Потребительские настроения вряд ли существенно улучшатся, пока сохранится обстановка противостояния России с западными странами, считают российские эксперты.

Покупатели закончили 2018 год на минорной ноте: с конца весны прошлого года индекс потребительских настроений (ИПН) не просто находился в отрицательной зоне, но и неуклонно снижался.

 По уровню потребительских настроений ситуация откатилась на два года назад. В январе 2019 года ситуация не поменялась – по данным опроса, проведенного 25–31 января этого года, значение ИПН сохранилось, сообщает руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни Марина Красильникова.

Для построения индекса потребительских настроений социологи задают гражданам одни и те же вопросы об изменении  материального положения семьи, перспективах экономики страны и готовности совершать крупные покупки в настоящий момент.

После многих месяцев ухудшения потребительских настроений в стране появились первые признаки подстройки к новой реальности. По данным январского опроса, население, с одной стороны, стало чуть лучше оценивать фактические перемены в уровне жизни своих семей: 10% сообщили о том, что оно стало лучше, тогда как в ноябре таких ответов было 9%. Более заметно сократилось число ответов о снижении материального достатка – с почти 40% в ноябре до 36% в январе.

Но этих малых позитивных перемен не хватило для пересмотра потребительских намерений – по-прежнему сокращается доля тех, кто оценивает ситуацию на розничном рынке как «хорошую» для покупок. В январе только 19% сообщили, что считают нынешний момент «хорошим» для совершения крупных покупок, тогда как в ноябре такой ответ давал каждый четвертый (25%).

«Владимир Путин сохраняет контроль над расходами, несмотря на недовольство россиян. По мере снижения уровня жизни Кремль наращивает профицит бюджета для противостояния экономическому спаду и санкциям», – комментирует Financial Times.

«Ухудшение потребительских настроений с начала 2018 года связано с потоком негативной информации об экономических санкциях, реализации пенсионной реформы (при ее неодобрении в обществе), продолжающемся кризисе и с военной риторикой. Наступивший 2019 год показал заметный рост цен. В связи с этим покупательная способность населения падает на фоне недостаточно ясной политики государства», – комментирует профессор Российского экономического университета (РЭУ) Вячеслав Чеглов. Улучшить потребительские настроения, по его словам, теоретически может только череда почти фантастических событий: повышение пенсий, рост зарплат в бюджетной сфере, прекращение конфликта в Украине, снятие экономических санкций, а также возвращение России в клуб экономически развитых стран. «Помимо перечисленных возможных позитивных новостей можно было бы назвать снижение цен на жилищно-коммунальные услуги», – добавляет профессор РЭУ Светлана Панасенко.

«Не могу согласиться, что покупательские настроения становятся хуже и хуже. Они не становятся существенно лучше, и сохраняется бережливая модель поведения. Но при этом покупатели все равно стараются адаптироваться к ситуации», – отмечает доцент РАНХиГС Юлия Сяглова. «Никаких новостей, способных заметно улучшить настроения россиян в этом году, не предвидится. Вряд ли государство сумеет существенно поднять качество жизни наших сограждан или по крайней мере сделать что-то, что добавит надежд на улучшение в ближайшем будущем. Однако теоретически можно предположить, что новость об отмене антироссийских санкций может улучшить потребительские настроения», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
839
Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1709
Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Потребительский оптимизм россиян выше, чем у европейцев

Михаил Сергеев

Недружественные страны остаются ориентиром для Росстата

0
3192
Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Молодые американцы перестали ощущать радость жизни

Данила Моисеев

Пальму первенства по уровню счастья перехватили страны Восточной Европы

0
2492

Другие новости