0
4676
Газета Экономика Печатная версия

14.01.2019 20:42:00

В мире продажи авто падают, а в России – растут

Покупка "железных коней" перестала быть индикатором благополучия населения

Тэги: автопром, авторынок, покупка, продажа, статистика


автопром, авторынок, покупка, продажа, статистика Эксперты прогнозируют спад интереса россиян к покупке новых авто. Фото Reuters

Продажи автомобилей во многих успешных странах снижаются, а в России они растут – на радость чиновникам, которым нужны доказательства их экономических достижений. В Китае или в США за 2018 год зафиксирована стагнация авторынка. В России же по итогам года продажи легковых автомобилей увеличились на 13% при почти нулевом приросте реальных доходов населения. Это значит, что расширение авторынка далеко не всегда является надежным индикатором роста благосостояния населения в целом.

В декабре 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 5,6%, сообщили в понедельник в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам прошлого года продажи «железных коней» подскочили в РФ почти на 13%. В целом с января по декабрь 2018 года в РФ было продано свыше 1,8 млн легковых автомашин.

Таким образом, рассказывают в ассоциации, российский рынок показывал рост на протяжении 12 месяцев подряд и остался на пятом месте среди автомобильных рынков европейских стран.

Заметим, продажи продукции отечественного автопрома и показатели машиностроения остаются одним из главных маркеров производственной активности в РФ, за которыми активно следят в правительстве. На это, в частности, указывают и меры господдержки отрасли, призванные стимулировать спрос на продукцию автопрома.

Примечательно, что в отличие от РФ мировой авторынок демонстрирует стагнацию или даже снижение. К примеру, по итогам ноября 2018-го продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 7,3%, сообщали в консалтинговой компании LMC Automotive. В целом же по итогам 11 месяцев прошлого года в мире было реализовано около 86,6 млн штук, что на 0,1% выше показателей прошлого года. При этом крупнейшие авторынки мира демонстрировали снижение.

К примеру, продажи автомобилей в КНР в 2018 году, по данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (China Passenger Car Association, CPCA), сократились на 6%, до 22,7 млн, следовало из данных. И продажи авто снизились в Поднебесной впервые за более чем 20 лет. В текущем году продажи машин должны показать схожую динамику, ожидают аналитики.

Подобное сокращение выглядит удивительно, если учесть, что экономика КНР хоть и замедляется, но растет выше 6% в год, а располагаемые доходы населения увеличиваются на 7% в год.

Незначительно вырос по итогам прошлого года и авторынок в Штатах. В США за весь 2018 год было продано около 17,4 млн автомобилей, что лишь на 1% выше показателей 2017 года. И это при том, что экономика страны по итогам третьего квартала выросла на 3,4%, а располагаемые доходы американцев увеличиваются в среднем на 0,3% в месяц.

Экономика РФ в третьем квартале 2018-го выросла на 1,5%, однако доходы населения фактически показали снижение уже пятый год подряд. И если в странах, где наблюдается рост ВВП и реальных доходов продажи новых авто проседают, то как объяснить взрывной спрос на авто в РФ?

Продажи новых автомобилей – это важный индикатор, отражающий уровень экономического развития и благосостояния населения, говорит аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. Однако применительно к РФ существует ряд ремарок.

Текущий рост продаж автомобилей в России никак не связан с показателями улучшения качества жизни населения, считают эксперты «НГ». «Большинство покупаемых автомобилей приобретаются в кредит», – напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Рынок легковых автомобилей завязан на кредиты. Поэтому вместе с кредитным бумом в 2018 году мы наблюдали продолжение роста продаж. Кроме того, автопроизводители всячески стимулировали спрос за счет скидок и различных программ по замене старых автомобилей в счет покупки новых», – продолжает руководитель Центра аналитической информации TeleTrade Сергей Лысаков.

Отметим, только за 10 месяцев прошлого года в стране было выдано автокредитов на общую сумму в 485 млрд руб., что на 23% больше аналогичных показателей 2017 года.

Кроме того, напоминает партнер логистической компании «Точка-Точка» Артем Марчук, вплоть до 2017 года рынок продаж новых автомобилей падал начиная с 2012-го. «И часть автовладельцев в период 2015–2016 годов отказалась от обновления транспортного средства, из-за чего средний срок владения автомобилем вырос. Поэтому для ряда собственников просто подошло время менять машину», – полагает предправления «Авилон» Андрей Павлович. Таким образом, рост продаж легковых автомобилей действительно мог бы служить признаком улучшения благосостояния населения, если бы не распространенность кредитных программ и государственных субсидий, рассуждает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Мало того, продолжает руководитель направления компании «АвтоСпецЦентр»  Александр Захаров, спрос на новые авто был смещен на конец 2018 года в связи с ожиданием изменения ставки НДС и неизбежного повышения цен на все автомобили. «Повышение ключевой ставки и изменение курса рубля к основным мировым валютам в конце 2018 года также разогрели рынок», – полагает он. Захаров также обращает внимание на увеличение доли корпоративных продаж автотранспорта для такси и каршеринга. «Другими словами, увеличение спроса было вызвано искусственно», – подчеркивает эксперт.

Это значит, что граждане и организации, поменявшие старый автомобиль на новый, теперь не будут предъявлять спрос как минимум в следующие три-четыре года, полагает Жарский. «Поэтому ожидать от 2019 года такого же двухзначного роста не стоит, тем более что у домохозяйств и предприятий будет много других проблем, например, рост НДС и инфляции, что будет отъедать и от доходов, и от сбережений», – рассуждает он.

«Цены на новые автомобили в 2019 году продолжат расти за счет роста налоговой нагрузки, роста цен на импортные комплектующие. Дополнительные ограничения в виде роста штрафов также будут снижать привлекательность покупки. Но основным фактором будут стагнирующие доходы населения», – подчеркивает Лысаков.

В АЕБ полагают, что по итогам текущего года продажи автомобилей в РФ вырастут на 3,6%. Причину сдержанного роста они объясняют угрозой введения новых санкций и последствиями от повышения ставки НДС.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
8043
Отечественная Фемида не видит ошибок в приговорах

Отечественная Фемида не видит ошибок в приговорах

Екатерина Трифонова

Уголовная статистика Верховного суда зафиксировала обвинительный уклон

0
4249
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
9697
Потребители с трудом исцеляются от "кредитного безумия"

Потребители с трудом исцеляются от "кредитного безумия"

Анастасия Башкатова

Прививка Центробанка действует с отсрочкой в несколько кварталов

0
4311

Другие новости