0
4761
Газета Экономика Печатная версия

03.07.2018 00:01:00

Деловая активность ушла в минус

Снижаются объемы заказов и потребительский спрос

Тэги: обрабатывающие отрасли, деловая активность, инвестиционный спрос


обрабатывающие отрасли, деловая активность, инвестиционный спрос Месячная динамика индекса деловой активности в обрабатывающих отраслях (вертикальная ось – значения индекса PMI). Источник: Telegram-канал MMI

Оптимизм, который наблюдался в начале года в обрабатывающих отраслях промышленности России, постепенно сходит на нет. Деловая активность в июне в обрабатывающих отраслях снижалась. Основными факторами ухудшения деловых условий стал более слабый рост производства и первое с июля 2016 года сокращение новых заказов. В РФ зафиксировано также торможение и в сфере услуг.

Индекс деловой активности (PMI) выше 50 пунктов говорит о росте активности, ниже этой планки – о ее спаде. Если в январе он вырос до 52,1 пункта, трубя о надежде на улучшение рыночной конъюнктуры, то в мае перешел границу (49,8 пункта), а теперь потерял еще 0,3. Сокращение индекса два месяца подряд произошло впервые с мая 2016 года.

Аналитики агентства отмечают, что рост объемов производства в июне остался слабым, а рост новых заказов сократился впервые почти за два года. Падение объемов новых заказов в основном произошло на фоне слабого потребительского спроса и снижения числа заказчиков. При этом, несмотря на ослабление спроса, участники исследования сообщали о повышении отпускных цен на свою продукцию. По данным Markit, падение роста новых заказов привело к дальнейшему сокращению занятости.

«Российские производители по-прежнему оптимистичны в отношении перспектив развития на ближайший год. Уверенность была подкреплена надеждами на увеличение объемов производства и развитие новых видов продукции», – прокомментировала данные экономист Markit Шиан Джонс.

Аналитики отмечают, что двухмесячное пребывание индекса в отрицательной зоне может быть сигналом о начале стагнации в обрабатывающих отраслях или уж как минимум говорит, что никакого бурного роста, который старается показать Росстат, нет.

В конце июня статистическое ведомство, подконтрольное Минэкономразвития, задним числом улучшило показатели промышленности в 2016–2018 годах. Теперь по итогам 2017 года промышленность выросла не на 1%, а сразу на 2,1%, в январе–марте 2018 года вместо 1,9% – на 2,8%, а в апреле – на 3,9% вместо 1,3%.

Конечно, обрабатывающие отрасли являются только одной составной частью триады, образующей промышленность вместе с добычей ископаемых и производством электроэнергии. Однако именно эта часть композиции нуждается в пристальном внимании общества, стремящегося уйти от нефтяной зависимости. А сделать это не очень получается в ситуации галопирующих цен на нефть. Средняя цена российской Urals в январе–июне 2018 года выросла на 36,8% и составила 68,8 долл. за баррель, сообщил Минфин РФ. В июне цена была 73,4 долл. за баррель, а это в 1,6 раза выше, чем в июне прошлого года (45,6 долл. за баррель).

Приток нефтедолларов – казалось бы, отличная вещь. Ведь страна получает дополнительные деньги. Однако в РФ дополнительные нефтедоллары парадоксальным образом не превращаются в стимулы для развития экономики. Доля топливно-энергетических товаров в общей структуре экспорта, падавшая вместе с ценами на нефть, вернулась сегодня на уровни 2014 года. За январь–апрель, по данным Росстата, российские предприятия получили 3,5 трлн руб. прибыли, но если у сырьевиков рост составил до 1,6 раза, то у обрабатывающей промышленности произошло падение до 849 млрд руб. (на 3,6%). Из 140 млрд долл. экспортной выручки за январь–апрель на углеводороды пришлось 64,2%, а на продукцию обрабатывающих отраслей – всего 5,6%.

Возможно, из незначительного падения индекса не стоит раздувать слона. Но эти факты обращают на себя внимание на фоне заявлений властей о грядущем со дня на день рывке в экономике, громадья реализуемых проектов вроде строительства футбольных стадионов, Крымского моста и нового участка дороги из Москвы до Санкт-Петербурга.

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что причинами падения деловой активности в обрабатывающих отраслях в июне стали низкий уровень потребления на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации в стране, зарегулированность, высокое налогообложение и дорогие кредиты. «У нас до сих пор нет четкого видения, как поднимать отечественную экономику и промышленность, и даже если оно есть на бумаге, реализовать его с нынешним, почти неизменным составом правительства, достаточно сложно – это видно по тому, что и как сделано в последние четыре года», – сказал «НГ» Андриевский.

Директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов в своем Telegram-канале MMI приводит данные опроса, по которым 76% его читателей ожидают ухудшения экономической ситуации в России в следующие 12 месяцев. Однако снижение индекса PMI в июне он считает пока незначительным и предлагает дождаться 48 пунктов, после которых можно будет говорить о рецессии.

«Рост нефтегазовых доходов слабо транслируется в динамику обрабатывающих отраслей, которые получили несколько ударов», – пояснил «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По его словам, рост себестоимости производства как минимум от подорожания топлива, а также от роста стоимости импортных комплектующих привел к повышению цен производителей независимо от отсутствия роста спроса на продукцию. Кроме того, сырьевые компании обеспечивают недостаточный инвестиционный спрос, который в значительной степени удовлетворяют импортным оборудованием. Благодаря росту экспортных доходов у них для этого больше возможностей.

«Завершение крупных инвестиционных проектов обусловило падение инвестиционного спроса на продукцию и материалы, которые использовались в строительстве. Этот сегмент спроса будет зависеть от реализации инфраструктурной части майского указа», – считает Калачев.

«Крупные инвестиционные проекты, безусловно, служат делу общего развития, но они помогают в большей степени крупному бизнесу, чем среднему или тем более мелкому, – говорит Андриевский. – Кроме того, это единичные проекты, а в масштабе нашей страны таких проектов должно быть много и каждый год – тогда ситуация может заметно сдвинуться. Но важно привлекать в них небольшой частный бизнес, а сейчас это происходит не слишком часто. Если подход изменить, развитие ускорится, а эффективность повысится».            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай после пандемии

Китай после пандемии

Сергей Цыплаков

Раны, нанесенные жесткой политикой "нулевой терпимости" к вирусу, полностью не затянулись

0
8842

Другие новости