0
4104
Газета Экономика Печатная версия

07.06.2018 00:01:00

"Нечистоплотные" банки порождают неплательщиков

Каждый четвертый россиянин считает допустимым невозврат кредита

Тэги: банки, кредит, займ, невозврат, нафи, опрос


банки, кредит, займ, невозврат, нафи, опрос Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Непрозрачные условия кредитования и склонность некоторых банков к манипуляциям стали в глазах россиян оправданием для невозвращения кредитов. Это выявил опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Почти каждый четвертый опрошенный не считает невыплату займа чем-то криминальным. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) выяснило, какие профессиональные группы в стране самые закредитованные: это охранники и представители социальной сферы. Около трети их доходов уходит на выплату займов.

Почти каждый четвертый – 24% из 1600 опрошенных – согласен с тезисом, что нельзя называть преступлением такую ситуацию, когда человек взял в банке кредит и потом не вернул его. 

Однако большинство – 65% опрошенных – все же считают это преступлением. Остальные затруднились с ответом. Об этом сообщили в среду специалисты НАФИ.

Как следует из исследования, в кризис 2008–2009 годов доля граждан, лояльно относящихся к полному отказу возвращать кредит, была ощутимо меньше, чем сейчас: тогда она составляла лишь около 14–15%. А доля тех, кто считал преступлением невозврат кредита, тогда была больше – около 74–75%.

Еще выше сейчас доля тех, кто считает допустимым небольшую задержку с оплатой кредита: она составила весной этого года около 41%. Но перевес все же на стороне тех, кто не согласился с тезисом, что небольшая задержка с выплатами не страшна. Таких оказалось 54% опрошенных. Остальные не ответили.

В данном случае материалы НАФИ позволяют сравнить текущие ответы с результатами 2013 года. Пять лет назад только 22% опрошенных соглашались с утверждением, что небольшая задержка по кредитам не страшна. Большинство – около 57% – считали недопустимой даже частичную просрочку платежей. При этом тогда была заметно больше, чем сейчас, доля затруднившихся с ответом: она составляла 21% против 5%, зафиксированных в этом году.

Кроме того, специалисты НАФИ предложили список разных причин, почему можно не возвращать кредит. И респонденты выбрали, на их взгляд, самые веские (можно было указывать несколько вариантов). Больше всего голосов – 38% – получила такая причина: «банк обманул клиента, скрыв реальную стоимость кредита». Затем следует такой вариант – «банк в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту» (37% голосов). И только на третьем месте появляется причина, связанная с материальными трудностями самого клиента, – «человек не может платить по кредиту из-за внезапно возникших обстоятельств» (34% голосов). К слову, по сравнению с результатами 2015 года эти причины сейчас набрали немного меньше голосов, а по сравнению с результатами 2017-го – немного больше. Уточним: 24% опрошенных в этом году сообщили, что «нет причин, чтобы не возвращать банковский кредит».

Как выяснили специалисты НБКИ, весной этого года самый высокий уровень долговой нагрузки был у работников охранных предприятий (33,3%), социальной сферы (30,5%), медицинских и фармацевтических учреждений (29,8%), образования – 28%. 

Под долговой нагрузкой в исследованиях НБКИ понимается отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу. Другими словами, у перечисленных профессиональных групп на обслуживание кредитов ежемесячно уходит до трети их доходов. 

А самая низкая долговая нагрузка, по оценкам НБКИ, была зафиксирована в сфере информационных технологий (12,7%), телекоммуникации и связи (15,4%), маркетинга, рекламы и PR – 18,2%.

Некоторые представители рынка не поддержали критический настрой участников опроса. Как говорит гендиректор SmartCredit Фарида Валуева, сначала люди берут кредит на условиях, которые предлагают банк или микрофинансовая организация (МФО), и при этом как будто не задумываются о процентах, а как только подходит срок возврата денег вместе с процентами, люди «начинают искать изъяны, несправедливость, незаконность кредитного договора». «Каждый день в СМИ говорят о нечестности банков, МФО и т.д., но никто не задумывается о порядочности самого гражданина, который зачастую просто не очень хочет платить за займы», – отмечает эксперт.

«Если резюмировать, то главное в данной ситуации – это финансовая неграмотность населения и перекос действующего законодательства в сторону защиты прав должника», – считает Валуева. По ее словам, «с невозвратами бороться стало очень сложно, один судебный процесс идет почти 3–6 месяцев со всеми апелляционными жалобами».

Но были и такие представители рынка, которые признали финансовую «нечистоплотность» некоторых представителей сектора. «К сожалению, на всех уровнях банковской системы в России клиент может столкнуться с необъективной информацией о предоставляемом кредитной организацией продукте. Делается это прежде всего для того, чтобы банк получил дополнительную прибыль, а сотрудник банка – прибавку к базовой зарплате», – говорит гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

Он приводит пример: «Очень распространено при открытии кредитной линии навязывать клиенту приобретение страхования жизни». Как говорит Шустов, на самом деле это добровольная услуга, но у многих банков есть план по продаже таких полисов, и они пытаются ввести клиента в заблуждение, обещая, например, что в случае смерти или возникновения нетрудоспособности кредит погасит страховая компания.

«Также при открытии банковского счета всегда предлагается приобрести страхование на случай, если с электронного счета мошенники вздумают увести средства клиента. По идее, банки должны даже без страховки тщательно изучать каждый случай, но клиенту пытаются внушить, что со страховкой надежнее», – добавляет Шустов.

Есть свои хитрости и с оформлением кредитов и кредитных карт. «Как правило, договоры на оформление кредита написаны сложным юридическим языком и мелкими буквами, иногда они растягиваются на семь и более страниц, и в ходе общения с сотрудником банка клиент полагается на его честность и не читает договор внимательно, – говорит Шустов. – Сотрудник же рассказывает только основные детали, стандартные обязанности сторон, а также делает акцент на преимуществах кредитки». При этом банковский сотрудник «забывает» сказать какие-либо на самом деле очень важные скрытые подробности о навязанных услугах или правилах выплаты процентов и погашения основного «тела» кредита.

«К сожалению, если клиент уже подписал документ об оформлении кредита или кредитной карты, а потом выяснил, что его обманули и навязали допуслуги, то отказаться от такой сделки с банком не получится, – предупреждает Шустов. – В этом случае остается только внимательно изучить договор и детали пользования кредитом и выполнять все необходимые действия в указанные сроки». «Если же речь идет о кредитной карте, а не кредите, то в таком случае обманутый клиент может просто ей не пользоваться или пользоваться месяц, расплатиться по долгу и закрыть ее, написав соответствующее обращение в банк», – уточняет эксперт.

В пресс-службе Центробанка вчера сообщили «НГ», что «на информационно-просветительском ресурсе www.fincult.info, созданном Банком России для информирования широкой аудитории по различным вопросам, связанным с финансовым рынком», можно получить рекомендацию, как поступить в случае неправомерных действий финансовых организаций, будь то страховая компания, негосударственный пенсионный фонд, МФО, банк, брокер и т.п. Информация об этом содержится в материале под названием «Что делать, если ваши права нарушены».

Аналитик компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко сообщает, что «рост необеспеченного потребительского кредитования физических лиц в первом квартале 2018 года сопровождался улучшением кредитного качества портфелей, которое, в свою очередь, было достигнуто путем замещения старых кредитов новыми, по более низкой ставке, характеризующимися меньшим уровнем риска». 

Казалось бы, это хорошая новость. Но одновременно с этим очевидно, что население вынуждено перекредитовываться для погашения старых займов, и вряд ли такую тенденцию можно назвать позитивной.

sshot-1.jpg











Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Студенты потянулись за кабальными займами

Студенты потянулись за кабальными займами

Михаил Сергеев

Рост стипендий отстает от заработков в три раза

0
1057
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
1225
Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1865
Центробанк не намерен советоваться с Минстроем

Центробанк не намерен советоваться с Минстроем

Анастасия Башкатова

Вокруг экономического драйвера разворачивается межведомственная борьба

0
3163

Другие новости