Сергей Сторчак надеется, что банк БРИКС будет раздавать деньги и без госгарантий. Фото РИА Новости
Новый банк развития (НБР) БРИКС выделит свыше полумиллиарда долларов на два инфраструктурных проекта в России, заявил вчера в Шанхае президент банка Кундапур Ваман Каматх. Запланированный взнос России в банк БРИКС составляет около 2 млрд долл. Из этих денег РФ уже получила кредиты на свои проекты чуть более 1 млрд долл. Стоимость этих кредитов Минфин РФ пока не раскрывает.
Первый проект, о котором было объявлено вчера, предусматривает выделение НБР БРИКС 320 млн долл. на развитие инфраструктуры водоснабжения и водоочистки в пяти городах в бассейне реки Волги – Чебоксарах, Дзержинске, Иванове, Рыбинске и Волжском.
Во втором проекте, по словам Каматха, речь идет о продвижении социально-экономического развития девяти малых городов с богатым историческим наследием. Основная цель этого проекта – поддержка устойчивого социально-экономического развития, создание туристической инфраструктуры, сохранение культурного наследия и развитие городской инфраструктуры в таких городах, как Ростов Великий, Торжок, Выборг и Суздаль. По этому проекту объем кредита составит 220 млн долл.
Ранее банк одобрил еще три проекта в России. НБР взялся профинансировать на 100 млн долл. строительство двух малых гидроэлектростанций в Карелии (см. «НГ» от 26.04.16), 460 млн долл. пойдет на внедрение информационных технологий в российских судах. Третий проект – строительство восточного выезда из Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал» (объем финансирования – 68,8 млн долл.).
Замглавы российского Минфина Сергей Сторчак выразил вчера от имени своего ведомства надежду, что НБР БРИКС станет ведущим институтом по предоставлению несуверенных займов. «Мы надеемся увидеть первый проект, основанный на политике транзакциий без суверенных гарантий. Нам бы хотелось, чтобы наш институт стал пионером и ведущим институтом в предоставлении подобных кредитов, конечно, при условии хорошо просчитанных рисков», – сказал он.
Как пояснил позже в беседе с российскими журналистами Сергей Сторчак, политика предоставления несуверенных займов дает возможность хозяйствующим субъектам стран – операций банка ставить вопрос перед менеджментом о предоставлении кредита без участия государства. «Для этого необходимо, чтобы заемщик пришел с понятным для банка проектом и показал, что он в состоянии вернуть кредит, полученный в банке. Среди 21 проекта, которые отобраны, таких классических самоокупаемых проектов нет», – сказал замминистра.
По этой работе, уточнил Сторчак, «первый шаг сделан». «Юридические предпосылки для такого кредитования созданы, осталось завершить тем, чтобы технические предпосылки были созданы и существовали внутри самого института. Здесь мы не можем оказать прямое влияние на банк. Это действительно требует времени», – сказал замглавы Минфина.
Очевидно, что сейчас по проектам суверенные гарантии предоставляются, то есть государство – участник банка отвечает за возврат кредитов. Впрочем, условия предоставления кредитов до сих пор не раскрываются. То есть не известно, под какой процент и на какой срок выдаются деньги. Непонятно также, в какой валюте власти Суздаля или Дзержинска получат кредитные деньги (наверное, в рублях, тогда вопрос, кто им оказывает услугу по переводу). И главный вопрос: зачем перечислять государственные деньги банку, а потом получать их, но уже, наверное, под проценты?
Политическое решение о создании НБР было принято в 2013 году лидерами стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР), действовать он начал в июле 2015 года. В пресс-службе Минфина РФ «НГ» пояснили, что распределенный капитал НБР составляет 50 млрд долл., по 10 млрд на каждую из стран БРИКС. Оплачивается только 1/5 от этой суммы, то есть по 2 млрд долл. от каждой страны. Взнос платится на протяжении семи лет. «Это стандартная схема для многосторонних банков развития. Средства привлекаются в долларах США. На рублевый рынок банк может выйти до конца текущего года, а курсовые риски регулируются в зависимости от схемы привлечения займа», – говорится в сообщении Минфина. Не раскрыв детали, там отметили, что «привлечение средств у НБР осуществляется на условиях, гораздо более выгодных, чем те, на которых могут в настоящее время привлечь средства сами регионы или правительство РФ на международных финансовых рынках».
«Смысл кредитования проектов заключается в содействии социально-экономическому развитию России. В том числе в решении существующих проблем в области инфраструктуры, в сфере водоснабжения и водоочистки, а также поддержке мероприятий по решению задач, зафиксированных в Указе президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Привлекаются не только средства банка, но и современный опыт и экспертиза в данных областях, чего зачастую не имеют российские регионы и отдельные муниципалитеты», – сообщили «НГ» в пресс-службе Минфина.
После вчерашнего заявления статистика по выданным займам такова: Россия вырвалась на первое место по количеству проектов – пять, однако по их сумме (почти на 1,2 млрд долл.) уступает Индии (четыре проекта на 1,4 млрд долл.) Четыре проекта финансируются банком в Китае на 879 млн, и по одному в Бразилии (300 млн) и Южной Африке (180 млн).
«Мы планируем в ближайшие годы увеличить общее число выданных займов до 8 млрд долл.», – заявил Кундапур Ваман Каматх на Петербургском международном экономическом форуме. Там же он сообщил, что если раньше кредиты выдавались в основном под гарантии правительств стран БРИКС, то теперь банк готов перейти к выдаче негарантированных займов, в том числе частным компаниям. Первыми странами, которые получат эти займы, станут Южная Африка и Бразилия.
Президент банка отмечал, что если в Индии и Китае понятные условия и хорошо проработанные проекты, то в других странах, в том числе и в России, приходилось долго разбираться, на каких уровнях нужно согласовывать выдачу займа.
В ноябре прошлого года разбираться с проблемой водоснабжения в Чебоксары приезжал вице-президент Нового банка развития Ксиан Жу. Ему было проще, так как у столицы Чувашии уже есть положительный опыт работы с международными кредитными организациями: в 2010 году город успешно освоил 1 млрд руб. от Всемирного банка на реконструкцию загородного коллектора и строительство системы водоочистки в одном из районов.
«Банк БРИКС, если говорить начистоту, – инструмент расширения экономического влияния Китая, – сказал «НГ» инвестиционный аналитик компании Global FX Владимир Рожанковский. – Идея банка – внутренняя конкуренция предложенных к финансированию проектов. То есть принцип банка – это, грубо говоря, складчина на наиболее интересные проекты. Это не публичный, а клубный банк, у него нет обязательства отчитываться перед миноритарными акционерами и налоговой инспекцией. Поэтому информация по параметрам сделок априори закрыта. Что касается ставок кредитования, можно предположить, что они существенно ниже тех, которые практикуются в каждой из стран для внутрикоммерческого кредитования».
«Создание НБР БРИКС в первую очередь несет политическую нагрузку, направленную на дальнейшую интеграцию стран-участников, – сказал «НГ» валютный стратег компании TeleTrade Александр Егоров. – С экономической точки зрения для России выгода от участия в работе банка неочевидна. Нужно внести в уставной капитал, к примеру, 10 млрд долл., чтобы получить кредиты только на 1 млрд. Так что выгода проявится только через длительное время, когда страны-участницы начнут получать возврат от выданных займов для успешно реализованных проектов. А учитывая, что многие проекты – инфраструктурные и ориентированы на длительный период реализации и окупаемости, то все станет ясно очень не скоро».
«Банк будет развивать финансирование проектов в национальных валютах стран БРИКС, это поможет снизить риски, связанные с колебаниями валют развивающихся рынков, к которым относятся страны БРИКС. Но получается, что страны вложили в банк твердую валюту, а кредиты на проекты выдаются в национальных валютах, и, значит, банк, по сути, абсорбирует все валютные риски. В этом мало экономического здравого смысла», – сказал «НГ» руководитель группы анализа и исследований компании ICBF Павел Щипанов.
комментарии(0)