0
5519
Газета Экономика Печатная версия

15.05.2018 20:15:00

Крымский мост между прошлым и будущим

Власти полуострова ждут экономического эффекта от нового сооружения в конце 2019 года

Тэги: крымский мост, открытие, путин, крым, экономика, туризм


крымский мост, открытие, путин, крым, экономика, туризм Владимир Путин назвал Крымский мост чудом. Фото Reuters

Во главе колонны из нескольких десятков самосвалов, бетономешалок, автовышек и автокранов за рулем «КамАЗа» президент Владимир Путин открыл во вторник движение по автомобильной части Крымского моста через Керченский пролив. Он сказал «Поехали!» и дал по газам. Весь путь колонна преодолела всего за 16 минут вместо запланированного получаса. Правда, и двигались гораздо быстрее, чем оговоренные 40 км в час. Впрочем, разрешенная скорость тут 90 км в час.

Это самый длинный мост в Европе, его протяженность 19 км, из которых 7,5 км идут над морем. До сих пор самым длинным в России был Президентский мост через Волгу в Ульяновске (длина около 13 км).

Больше всего президент акцентировал вчера внимание на историчности события и сроках стройки. «Я не знаю, такие сроки где-нибудь есть еще – два года три месяца (осуществлялось строительство моста). Здорово!» – сказал Путин. Задачу построить мост президент поставил перед Минтрансом 19 марта 2014 года. Первоначально планировалось, что автомобили пойдут по мосту только в декабре 2018 года, но Стройгазмонтаж управился раньше, перед началом туристического сезона.

Поздравляя строителей, президент напомнил, что в разные исторические эпохи, еще при царе-батюшке, люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е годы. «И вот наконец благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось. Спасибо вам большое», – сказал Путин, обращаясь к строителям. Кстати, в возведении моста участвуют почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.

Мост начинается на Таманском полуострове в Краснодарском крае, проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на берег Крыма. Его пропускная способность – 40 тыс. автомобилей в сутки. А даже реконструированная в 2015 году паромная переправа в пик сезона перевозила в четыре раза меньше машин.

С запуском второй части моста – железнодорожной – здесь будут проходить 47 поездов в сутки, они перевезут 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов.

Открытие моста позволит развивать с новыми темпами и новым качеством экономику Крыма и Севастополя, поднимать жизненный уровень людей, сказал вчера Владимир Путин.

Правда, эксперты утверждают, что «отобьются» вложенные в стройку 230 млрд руб. очень не скоро, и даже представители крымских властей говорят, что экономический эффект от пуска именно автомобильного моста вряд ли будет быстро заметен, в первую очередь из-за того, что грузовое движение по нему будет разрешено только в октябре.

Министр экономического развития Республики Крым Наталья Чабан прогнозирует ощутимый экономический эффект не ранее конца 2019 года. «Серьезный и видимый экономический рост, связанный с открытием моста и упрощением логистики, мы увидим в конце 2019-го, потому что отсутствие грузоперевозок существенно продолжает сдерживать развитие экономики», – сказала Чабан.

Впрочем, именно в связи с открытием первой части моста в Крыму уже ждут увеличение потока туристов примерно на 700 тыс. человек за сезон, то есть на 12% (уже в этом году планируется открыть к началу сезона 50 новых пляжей).

С открытием моста турпоток по автомобильным трассам Кубани возрастет на 30%, заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. «Открытие Крымского моста превратит юг России в единый большой курорт. Суммарно мы сможем принимать свыше 21 млн человек в год», – сказал он.

Главное достоинство Крымского моста – это символическая составляющая: Россия может реализовывать крупномасштабные высокотехнологичные инфраструктурные проекты, причем с опережением сроков, без явных провалов и явной коррупции, сказал агентству Regnum крымский политолог Николай Кузьмин. «На фоне скандального строительства космодрома Восточный и других объектов это вселяет надежду в граждан России», – полагает эксперт.

«Посчитать с точностью до рубля экономический эффект, вероятнее всего, практически будет невозможно, однако несомненно, что сухопутное сообщение Крыма с материковой частью России даст мощный толчок развитию полуострова, – сказал «НГ» финансовый консультант компании «ТелетрейдБел» Михаил Грачев. – Уже с вводом автомобильного сообщения можно рассчитывать на существенное увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок, которые будут платными. Какая-то часть средств, потраченных на строительство моста, уже начнет возвращаться».

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что экономический эффект уже есть. «Некоторые местные предприятия были модернизированы, чтобы участвовать в этой масштабной стройке, развивается туристическая инфраструктура, что также будет приносить стабильный доход. Косвенный экономический эффект от моста, вызванный, в частности, ростом малого и среднего бизнеса в регионе, не менее важен. Но самое важное – это появление очень символичного и полезного инженерного объекта, которых у нас давно не возникало», – сказал «НГ» Андриевский.

«Экономический эффект от введения в эксплуатацию Крымского моста будет очень значимым, – соглашается инвестиционный аналитик компании Global FX Иван Карякин. – Но если проезд по мосту будет бесплатным, его окупаемость и экономический эффект от эксплуатации в деньгах посчитать крайне сложно. Экономический эффект от инфраструктурных объектов, как правило, растягивается на десятилетия и связан с выгодой от экономического освоения территорий».

По мнению эксперта, увеличение грузопотока приведет к тому, что доставка грузов станет дешевле. Это поможет снизить стоимость доставки топлива и материалов, а также продуктов питания. Именно увеличение грузопотока и удешевление доставки грузов будут первым экономическим эффектом, который почувствуют крымчане. «Увеличение турпотока будет проходить медленнее, так как для этого нужна развитая туристическая инфраструктура, но пока главные «мощности» по приему туристов в Крыму находятся в частном секторе, и его быстрое развитие невозможно, так как нужны многомиллиардные инвестиции, – сказал «НГ» Карякин.

По мнению эксперта, с инвестициями будут связаны основные проблемы развития крымской экономики и повышения отдачи от эксплуатации нового транспортного коридора.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
933
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
546
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
1067
Никпэки вне закона:  спасение или потеря для граждан и государства

Никпэки вне закона: спасение или потеря для граждан и государства

Сергей Агафонов

0
525

Другие новости