0
2853
Газета Экономика Интернет-версия

17.04.2018 15:52:00

Продажа Global Ports и новая экономическая реальность

Тэги: росия, бизнес, нтранс


Без преувеличения можно сказать, что сегодня российский бизнес переживает один из самых драматичных моментов своей истории. На фоне беспрецедентного внешнего давления на наших глазах происходят тектонические сдвиги в структуре всей экономики, рушатся старые связи, под ударом находятся как отдельные компании, так и целые отрасли.

В качестве индикатора экономической активности может служить транспортная отрасль. Весь прошлый год на рынке морских перевозок наблюдалось активное перераспределение ресурсов и процессы слияния-поглощения. И если из-за дела братьев Магомедовых «Транснефть» приостановила переговоры с «Суммой» о судьбе Новороссийского морского торгового порта (НМТП), то другая крупная сделка в портовом бизнесе благополучно завершилась. 12 апреля Группа «Дело» Сергея Шишкарева купила за 250 млн долл. 30,75% акций одного из крупнейших российских стивидоров – компании Global Ports. Продавцами выступили структуры Группы «Н-Транс» Андрея Филатова, Никиты Мишина и Константина Николаева.

Эта сделка знаменует важный этап развития отечественного бизнеса. Фактически с апреля 2018 года крупнейшая транспортно-логистическая группа «Н-Транс» прекратила своё существование в том виде, в котором она завоевала рынок 10 лет назад.

Причин этому несколько. Это, безусловно, и крайне негативная внешняя конъюнктура, обрушившая стивидорный рынок. И решения правительства, обязавшего операторов перевалки грузов в портах перевести тарифы в рубли. Не стоит сбрасывать со счетов и личные амбиции совладельцев компании, каждый из которых имел свои представления о будущем.

Расхождение личных траекторий совладельцев «Н-Транса» началось ещё в 2011 году, когда Мишин и Николаев вышли из капитала железнодорожного оператора «Трансойл», а Филатов отказался от этого шага. В 2013 году Мишин, Филатов и Николаев разделили пакеты в железнодорожном сегменте Группы «Н-Транс» – компании Globaltrans, фактически закрепив раздел бизнеса. Неудивительно, что вот уже несколько лет идут разговоры о продаже этого железнодорожного оператора. В начале текущего года интерес к покупке Globaltrans проявил совладелец холдинга «Новапорт» Роман Троценко и Филатов стал единственным из конгломерата, который сразу заявил, что продавать свою долю не планирует.

Продажа Global Ports открывает новую страницу российского бизнеса. Дело в том, что с учетом серьезных ограничений на рынке внешних заимствований среди российских транспортников не так много игроков с «живыми деньгами». В результате сделки каждый из партнеров получил порядка 83,3 млн долл., которые они будут тратить для развития собственных проектов, уже никак не связанных с «Н-Трансом».

Вопрос о том, куда пойдут эти деньги, не простой, учитывая то, что сделка пришлась на тяжёлую внешнеполитическую ситуацию, когда перед бизнесом встал выбор стратегии экономического поведения и размещения капиталов.

И сейчас у каждого из бизнесменов в приоритете свои проекты. Например, Никита Мишин заявил о финансировании проекта развития образования.

Андрей Филатов вывел свои активы из-за границы, консолидировав их в России. Это позволит ему и дальше инвестировать в российскую транспортную инфраструктуру, поддерживать развитие шахмат в России через возглавляемую им Российскую шахматную федерацию. Кроме того, сейчас Филатов в качестве соинвестора реализует проект по освоению газового месторождения «25 лет Независимости» в Узбекистане, фактически представляя экономические интересы РФ в центральноазиатском регионе.

Произошедшая на рынке морских перевозок сделка может во многом выступать индикатором зрелости российского бизнеса, его ответственности перед будущими поколениями, готовности отозваться на призыв президента Владимира Путина сохранять капиталы в России. Наблюдая за стратегией бизнеса, движением капиталов, многое становится очевидным – именно так Россия может отличить случайных попутчиков от друзей, на которых можно положиться. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
406
Казахстан подключается к Трансафганскому коридору

Казахстан подключается к Трансафганскому коридору

Виктория Панфилова

Грузы из Белоруссии и России пойдут в южном направлении при посредничестве Кабула

0
1655
Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
2374
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
5265

Другие новости