Допдоходы бюджета направят на модернизацию военной техники. Фото РИА Новости
Российская казна получила в текущем году больше триллиона рублей незапланированных доходов из-за повышения нефтяных цен. В связи с этим в бюджет-2017 дважды вносились существенные поправки, которые распределяли и перераспределили дополнительные доходы. Самые последние расчеты экспертов показывают, что основную часть сверхдоходов получили силовики, а не пенсионеры или работники социальной сферы.
За январь–октябрь 2017 года доходы федерального бюджета заметно выросли, сообщили вчера экономисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе». «В процентном отношении к ВВП они составили 16,6%, что на 1,3 процентных пункта (п.п.) превышает соответствующий уровень 2016 года», – отмечают эксперты, подчеркивая, что наибольший вклад в этот рост внесли нефтегазовые доходы. «Нефтегазовые доходы выросли на 24%, а доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов за январь–октябрь 2017-го составила 38,8%», – сообщают в Центре развития.
Прирост показали и ненефтегазовые доходы бюджета. Так, за первые 10 месяцев прирост по ним увеличился на 14% в годовом выражении. «При этом поступления НДС от продаж на внутреннем рынке выросли на 12%, акцизов – на 46% (сказывается перераспределение акцизов на моторное топливо в пользу федерального Центра), налога на прибыль – на 53%. Поступления от НДС на импорт увеличились на 7%, а от импортной пошлины – на 2%», – перечисляют экономисты.
Сверхплановый рост доходов привел к тому, что в ноябре были приняты вторые за этот год поправки в бюджет-2017. С учетом всех изменений после двух поправок расходы казны увеличились на 766 млрд руб. по сравнению с первоначальным планом, рассказывают в ВШЭ. И в первую очередь за счет роста ненефтегазовых доходов и использования остатков средств на счетах Минфина.
Самое крупное увеличение расходов экономисты ВШЭ обнаружили по таким статьям расходов, как «Национальная оборона» и «Национальная экономика» – на 261 и 266 млрд руб. соответственно. «При этом расходы на экономику увеличены преимущественно по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики». Другими словами, основным бенефициаром в результате всех изменений стал «силовой блок», – делает вывод старший научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский.
Вместе с тем траты по другим направлениям бюджетных расходов «подросли» заметно скромнее. К примеру, довольно скромно увеличились траты на здравоохранение – всего на 69 млрд руб. Однако даже такой рост ассигнований не дотягивает в номинальном выражении до уровня 2016 года, обращают внимание в ВШЭ. На схожие объемы увеличились и траты казны на жилищно-коммунальное хозяйство и образование – на 64 и 50 млрд руб. соответственно.
Обращают внимание экономисты и на некоторое (+40 млрд руб.) увеличение дотаций субъектам в силу обострения бюджетных проблем регионов. Несмотря на все декларации, растут расходы на управление, говорит Чернявский. В частности, после двух поправок расходы по статье «Общегосударственные вопросы» увеличиваются почти на 62 млрд руб.
Что особенно примечательно, после «перераспределения» нефтегазовых доходов некоторые статьи бюджетных расходов не только не увеличились, но даже сократились. Под такое «перераспределение», в частности, попали расходы по статье «Социальная политика». Траты по ним сократились аж на 61,5 млрд руб., следует из расчетов Центра развития. Очевидно, в стране, где четвертый год подряд падают доходы населения, поддержка этого самого населения не оказывается первостепенной задачей.
Отметим, по итогам 10 месяцев этого года реальные располагаемые доходы населения сократились на 5,6%. И это несмотря на продолжающийся рост реальной зарплаты. Ранее эксперты обращали внимание на возрастающую долю соцвыплат в структуре доходов населения. То есть теперь доходы населения в большей степени зависят от государства и в меньшей степени от заработков самих граждан (см. «НГ» от 29. 06.17).
Кроме того, именно слабой динамикой внутреннего спроса на фоне падения доходов населения объясняют и снижение в розничной торговле, и даже промышленности. «И в ближайшие два-три месяца стагнация промышленности представляется пока что наиболее реалистичным вариантом развития событий», – прогнозируют в Центре развития.
Эксперты «НГ» не видят ничего удивительного в увеличении расходов на оборонный комплекс. «Оборонка по основному бюджетному правилу была больше обделена, чем социальная сфера, поэтому дополнительные доходы направлены и туда», – рассуждает директор развития компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «А рост напряженности в мире заставляет государство торопиться с обновлением армии, поэтому приоритет снова из социальной сферы перенаправлен в силовую», – делает вывод он.
Очевидно, что в нынешних условиях представители силового блока обладают гораздо большим аппаратным весом при дележе бюджетного пирога, чем социальные и экономические ведомства вместе взятые, считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Эффективность и даже долгосрочное развитие играют меньшую роль в целеполагании бюджетных расходов», – отмечает он.
Расходы на оборону и обеспечение безопасности могут иметь и мультипликативное влияние на экономику. «Оборонные предприятия обеспечиваются заказами, при этом меньше рискуя, чем при выпуске гражданской продукции на конкурентные рынки. Сами они обеспечивают спрос на металлы, энергию, сырье, оборудование и комплектующие», – напоминает Калачев. «Оборонка создает не только новые рабочие места и увеличивает ВВП, но и дает возможность получения дополнительного канала экспорта, чтобы валюта от продажи части вооружения могла пополнить нужды на федеральном и региональном уровнях», – продолжает Звенигородский.
Тем не менее инвестиции в оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не идут ни в какое сравнение с инвестициями в строительство производственной и транспортной инфраструктуры, которая не только обеспечивает спрос на металлы, энергию, сырье, оборудование, занятость, зарплату и доходы, но и производит новую продукцию, чем создает гораздо больший мультипликативный эффект для экономики страны, замечает Алексей Калачев. «Инвестиции же в соцобеспечение, образование, науку, культуру и здравоохранение, кроме чисто сиюминутного использования, еще являются и вложением в развитие человеческого капитала», – подчеркивает эксперт, полагая, что текущее перераспределение отрицательно сказывается на перспективах экономического роста.
По мнению же аналитика компании «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, в первую очередь стоило бы не направлять допдоходы в ОПК или соцсферу, а пустить их на создание инфраструктуры, на финансирование прикладной науки, которые помогли бы преодолеть влияние санкций на нашу промышленность.
|