Любопытство заставляет раскошелиться миллионы китайцев. Фото с сайта www.news.cn
Промышленный туризм может стать самым быстрорастущим сектором в этой сфере услуг. Китайские власти запускают специальную госпрограмму для развития промышленного туризма. В КНР создаются несколько образцовых экскурсионных маршрутов по промышленным предприятиям, где производятся фарфор, водка и парфюмерия. Начальный объем рынка промышленного туризма китайцы оценили в 4,5 млрд долл. Российские турфирмы тоже предлагают посещение промпредприятий, но действуют они пока довольно разрозненно. Между тем региональные власти не против пополнить бюджеты за счет демонстрации буровых вышек или производства аэрозольных баллончиков.
Китай всерьез взялся за развитие промышленного туризма. Государственное управление по делам туризма КНР опубликовало «дорожную карту» по развитию этого вида отдыха на ближайшие три года. Как сообщает «Синьхуа», в прошлом году центры промышленного туризма по всей стране приняли 140 млн туристов и выручили от этого 21,3 млрд юаней. Планируется, что к 2020 году ежегодно посещать фабрики и заводы будут уже 240 млн человек, а ежегодные доходы от такого рода туризма достигнут 30 млрд юаней (4,5 млрд долл.).
Промышленный туризм – это экскурсии на различные действующие или когда-то действовавшие производственные объекты. Китайские товарищи, очевидно, решили совместить приятное материальное с полезным идеологическим. Сейчас в стране действуют 20 образцовых баз промышленного туризма, где людям показывают производство фарфора, шелка, лекарств, косметики, водки, вина и молочной продукции. В ближайшие годы на государственном уровне будут поддерживаться уже 100 таких баз. При этом уже сейчас разработаны единые стандарты, регламентирующие этот вид туризма.
В мире такой туризм развивается уже давно, еще в 1866 году завод по производству виски в США додумался позвать будущих потребителей посмотреть на сам процесс производства. В Штатах открывать двери предприятий для посторонних стало почти нормой. Развито это направление и в Европе. Во Франции на площадках своих предприятий принимают туристов около 2 тыс. компаний. Посмотреть на производство «народных» автомобилей в немецкий Вольфсбург ежегодно приезжают четверть миллиона туристов.
В России промышленный туризм находится в зачаточном состоянии, только в октябре этого года было официально объявлено о создании совета по развитию промышленного туризма, в состав которого вошли представители турсообщества и крупные промышленники. В Ростуризме обещают подготовить в следующем году интерактивную карту промтуризма.
На самом деле примеры производственного туризма в РФ существуют уже не один год. Так, например, отдыхающие в Крыму могут оторваться от пляжей и посетить прохладные подвалы завода шампанских вин. В Интернете есть восторженные отклики посетителей угольных шахт в Кузбассе, пивных заводов по всей стране, пожарных депо и даже атомных электростанций.
Но пока это направление не получило массового распространения, возможный вклад его в экономику оценить трудно. По данным Ростуризма, в 2015 году объем туристских услуг составил в РФ 158,2 млрд руб., что при среднем курсе доллара в тот год в 60,9 руб. дает примерно 2,6 млрд долл. Согласно расчетам аналитиков Discovery Research Group, объем рынка туризма в России в 2016 году составил 119,6 млн человек и 526,4 млрд руб. Правда, 32% въездных туристов составили украинцы, то есть это въезды-выезды из-за разрешений на работу людей, которым не до туризма, в том числе и промышленного.
По некоторым данным, на промышленный туризм приходится всего 1% рынка, причем его львиная доля сосредоточена в двух российских столицах. В целом потенциал отрасли весьма велик, ведь доля туризма в ВВП в развитых странах составляет около 10%, а в России – только 1,5%.
Экономику промтуризма можно посчитать на примере Калининградского янтарного комбината. Здесь ежедневно приглашают посетить смотровую площадку единственного в мире карьера, где промышленным способом добывают солнечный камень, и проводят шесть часовых экскурсий в демонстрационный зал с готовой продукцией. Стоимость билетов варьируется от 180 руб. до 450 руб. В этом году здесь планируют принять 100 тыс. туристов, на 40% больше, чем в рекордном 2016 году. Нетрудно посчитать, что при средней цене билета в 300 руб. выручка комбината от любопытных гостей может составить 31,5 млн руб., то есть более 0,5 млн долл. Для понимания масштаба скажем, что в 2013 году чистая прибыль предприятия составляла 42 млн руб., а в 2016-м – 209 млн.
Промышленный туризм, оказывается, может быть и средством от банкротства. Российский «Арктикуголь», добывающий уголь на арктическом архипелаге Шпицберген уже почти сотню лет, был вынужден заняться туристическим бизнесом из-за больших убытков. Центр развития арктического туризма здесь открыли в 2015 году, уже в 2016-м российские поселки на Шпицбергене и шахты посетили 27 тыс. туристов, из них 600 – из России. «За последние два года выручка от туризма выросла в четыре раза», – сообщил руководитель компании.
Во многих регионах и турфирмах лелеют большие надежды на новый вид туризма. В 2018 году будет доступен для туристов маршрут «Черное золото Сибири», посвященный добыче нефти в Тюменской области. Туристам покажут буровые установки, корпоративный музей нефтедобывающей компании, дадут пробурить скважину на учебном тренажере. В 2016 году Тюменскую область посетили более 2,6 млн туристов. Здесь ожидают, что в 2017-м поток туристов увеличится на 70 тыс. человек.
Пример с Поднебесной хотят брать и в городе химиков Невинномысске. «В 2018 году проект будет реализован. Нам тоже есть что показать: мы одна из немногих территорий на юге России, где плавят сталь, обрабатывают шерсть, выпускают удобрения, бытовую химию. Каждый второй баллончик аэрозольной косметики в стране выпущен в Невинномысске», – сказал глава города Михаил Миненков.
Тема становится популярной: во время недавней презентации календаря событийного туризма Удмуртии также отмечали необходимость организации туристических экскурсий на передовые действующие производства. По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, в 2016 году Удмуртию посетило более 505 тыс. человек. Стоит задача удвоить эту цифру, достигнув показателей соседнего Татарстана (около 1 млн туристов в год).