Сжиженный газ в контейнерах можно доставлять от производителя до конечного потребителя в любую часть страны. Фото Reuters
Минэнерго ожидает, что Россия скоро создаст собственную технологию сжижения газа. Это будет шаг вперед не только на пути импортозамещения в отрасли, но и расширения экспорта. Правда, Китай, на который, похоже, возлагаются особые надежды, не намерен ограничиваться поставками только из России. В КНР пришла первая партия канадского сжиженного природного газа (СПГ) в танках-контейнерах. Поставщики и покупатели считают такую экспортную модель очень перспективной.
В течение ближайших двух лет «Газпром» «создаст собственную технологию сжижения газа», объявил вчера глава Минэнерго Александр Новак после заседания межведомственной рабочей группы по импортозамещению в топливно-энергетической сфере.
Импортозамещение технологий и оборудования должно сопровождаться увеличением производства, а также расширением географии собственных поставок СПГ. Таков, судя по всему, идеал, который для себя обрисовали в правительстве и отрасли.
В частности, судя по объяснениям Новака, «Газпром» будет использовать отечественную систему сжижения газа на Балтийском заводе СПГ.
В концерне ранее сообщали, что завод планируется ввести в эксплуатацию в 2022–2023 годах, он будет ориентирован прежде всего на рынки Ближнего Востока, Южной Азии, Латинской Америки.
Если говорить в целом о направлениях поставок российского СПГ, то, как пояснил в конце ноября зампредправления «Газпрома» Александр Медведев, «за три квартала текущего года на мировые рынки было поставлено 2,2 млн т СПГ». И 80% поставок приходились на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Еще раньше глава «Газпрома» Алексей Миллер прямо заявил, что именно Россия могла бы утолить газовый голод Китая. «Мы видим, что в январе–сентябре текущего года потребление газа в Китае выросло на 18% – до 168 млрд куб. м. Еще большими темпами Китай наращивает импорт газа: за девять месяцев плюс 22% – до 67 млрд куб. м. И 53% импорта занимает СПГ. Причина понятна – собственная добыча растет медленнее, а трубопроводные поставки из Центральной Азии не соответствуют текущему спросу», – объяснял Миллер.
По его словам, «в этом отопительном сезоне Китай опять может столкнуться с дефицитом природного газа», и поставки из РФ смогут снять острый вопрос обеспечения пикового зимнего спроса. Имеется в виду прежде всего строящаяся «Сила Сибири» Но не только. Также, судя по всему, обдумываются варианты увеличения российского экспорта СПГ.
Но КНР вовсе не намерена возлагать все свои надежды исключительно на Россию, причем это касается и трубопроводного газа, и сжиженного.
В понедельник СМИ сообщили, что в КНР была успешно отправлена первая партия канадского СПГ. «Газ был отправлен морским и сухопутным путями в Китай в танках-контейнерах, такая экспортная модель будет функционировать в долгосрочной перспективе», – отмечает издание «Жэньминь жибао».
Представители китайской стороны рассказали, что использование танк-контейнеров позволяет импортировать СПГ без дорогостоящих заводов регазификации и «без миллиардных инвестиций в инфраструктуру», передает ТАСС. По прибытии в Китай контейнеры могут доставляться до потребителя наземным транспортом.
Пока в танк-контейнерах были отправлены 17 т СПГ. Но канадские поставщики рассчитывают на растущий спрос КНР на газ. В частности, компания FortisBC, отправившая в Китай СПГ, прогнозирует, что в 2018 году КНР может стать вторым крупнейшим в мире покупателем сжиженного газа – особенно если учесть, что объемы китайского импорта СПГ за последние шесть лет увеличились более чем в три раза.
Как пояснил «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Калачев, танк-контейнеры – это специальные цистерны, предназначенные для жидких грузов в интермодальных перевозках. Другими словами, эти цистерны можно легко перегружать на автомобильный, железнодорожный или морской транспорт и довозить до конечного потребителя. «Естественно, подобные универсальные модули набирают все большую популярность в логистических схемах, и в этом смысле за ними большое будущее», – считает эксперт.
По словам Калачева, применение танк-контейнеров должно придать импульс мировому рынку СПГ, «так как может заменить собой необходимость строительства больших регазификационных комплексов на побережье или, во всяком случае, составить им конкуренцию».
Но, по его мнению, такая экспортная модель не вытеснит полностью трубопроводы, потому что если они уже построены, то поставки по ним обходятся дешевле.
«В настоящее время в КНР резко возрос спрос на газ в отопительный сезон, что связано с масштабной программой перевода отопления с угля на газ. Одновременно не справляется газопроводная инфраструктура, а терминалы по регазификации работают с загрузкой выше проектной, – комментирует аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. – В этих условиях востребованы все дополнительные источники СПГ, в том числе в малотоннажном формате (так называемые мини-СПГ): контейнерные перевозки и перевозки в цистернах».
Но в долгосрочной перспективе СПГ в таком варианте будет нишевым продуктом, полагает эксперт. «Хотя эта ниша в КНР значительна и может быть оценена в 10% рынка, – уточняет он. – Даже в отсутствие дефицита газа «мини-СПГ» может использоваться для газификации районов, не подключенных к газопроводной сети, а также для использования на транспорте».
Китай пока еще не получает трубопроводного газа из России. В основном он потребляет тот газ, который добыл на собственной территории, недостающие объемы импортирует по трубопроводам (прежде всего из Туркмении), а также в виде СПГ у различных поставщиков, перечисляет Калачев.
Китай покупает СПГ в том числе у России. Правда, по оценкам эксперта, в прошлом году речь шла в лучшем случае о 95 млн куб. м – это «сущий мизер».
«Разумеется, Китай не нацелен получать газ исключительно из России и, как может, диверсифицирует источники импорта», – замечает Александр Собко. Но, как надеется эксперт, «это не снижает важности для Китая будущих российских поставок».
При этом, как уточняет аналитик «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, возможно, канадские поставщики немного преувеличивают предстоящий рост потребления СПГ в Китае, чтобы оправдать собственные инвестиции в производство. Хотя сама тенденция, по его словам, подмечена верно.
«Но конкурировать с трубопроводным газом СПГ-проекты не могут, это разный бизнес», – обращает внимание Ващенко.
Некоторые эксперты подчеркивают, что Китай осознанно «заигрывает» с множеством поставщиков. «КНР последовательно проводит политику диверсификации поставок газа, достаточно успешно сталкивая лбами своих поставщиков, – считает доцент факультета финансов Академии при президенте (РАНХиГС) Сергей Хестанов. – Именно для поддержания конкуренции поставок и представляет ценность такая модель».