0
7853
Газета Экономика Интернет-версия

30.11.2017 00:01:00

Россия принимает слишком жесткий бюджет

Тэги: бюджет, проект, доходы, расходы, бедность, неравенство, бюджетники, зарплата, ввп, прогноз


бюджет, проект, доходы, расходы, бедность, неравенство, бюджетники, зарплата, ввп, прогноз Глава Минфина Антон Силуанов доволен трехлетним финансовым планом. Фото с сайта council.gov.ru

Проект бюджета страны на 2018–2020 годы прошел вчера очередную стадию утверждения – его одобрил Совет Федерации. Отечественные чиновники хвалят финансовый план – он якобы поможет экономическому росту и выполнению всех обязательств государства. Однако иностранные эксперты говорят, что власти проводят слишком жесткую политику, которая стимулирует неравенство и бедность, а также мешает восстановлению экономики. Такой вывод содержится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

Согласно принятому вчера законопроекту, доходы и расходы бюджета РФ в 2018-19 годах расти почти не будут.  А дефицит бюджета будет ежегодно снижаться. 

Предполагается также переход с 2018 года на новое бюджетное правило. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долл. за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% с 2018 года.

Основной задачей нового бюджета станет стимулирование экономического роста, обещает  глава Минфина Антон Силуанов. «Мы создали необходимые инструменты для того, чтобы регионы смогли привлекать дополнительные инвестиции», – объяснил он.

Впрочем, пока это утверждение вызывает некоторые сомнения. В частности, как отметил вчера вице-премьер Дмитрий Козак, 57 регионов РФ не способны покрыть свои нормативные расходы даже после получения дотаций. 

Но глава Минфина рассказывает об усилиях государства по восстановлению доходов населения: о повышении минимального размера оплаты труда и индексации зарплат бюджетников. «В бюджете учтено 100 млрд руб. (вместо запланированных ранее 50 млрд) для поддержки заработной платы и МРОТ работников бюджетной сферы в субъектах РФ», – сообщил глава ведомства.

«В целом это бюджет развития, бюджет социальный, бюджет выстраданный, профессиональный, и за этим бюджетом – огромный труд всего финансово-экономического блока правительства при участии парламентариев», – подытожила обсуждение бюджета спикер СФ Валентина Матвиенко. «Даже речи о сокращении социальных обязательств государства быть не может», – обещает она.

Сам же глава Минфина вчера в очередной раз сообщил, что необходимо отойти от старого принципа распределения поддержки «всем сестрам по серьгам». По его словам, оказывать поддержку нужно «исключительно нуждающимся гражданам». Сокращение же самих объемов выделяемых средств из федерального бюджета не подразумевается. «Безусловно, это не касается базовых видов поддержки, которые определены для чувствительных категорий наших граждан, но принцип оказания социальной поддержки должен заключаться в том, что государство должно в большей степени поддерживать нуждающихся, чем даже сегодня, но делать это более адресно и точечно», – заявил он.

В итоге, с одной стороны, власти декларируют выполнение всех социальных обязательств, а с другой – ищут способы уменьшения этих социальных обязательств. И немудрено, ранее некоторые экономисты уже окрестили бюджет-2018 «бюджетом затянутых поясов», так как он фактически не предполагает роста расходов и доходов (см. «НГ» от 23.10.17). И подобное «затягивание» на фоне отсутствия налоговых стимулов вряд ли позволит ускорить экономический рост (см. «НГ» от 20.10.17).

Что примечательно, с критикой бюджетной политики выступают и иностранные эксперты. В частности, в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают текущую бюджетную политику слишком жесткой, ограничивающей рост экономики. По мнению экспертов, у Центробанка есть возможности для дальнейшего смягчения бюджетной политики, а более плавное сокращение расходов скорее бы содействовало экономическому росту и сокращению неравенства в стране. Пока же показатели неравенства доходов граждан и бедности остаются высокими, – отмечают в ОЭСР.

Обращают внимание эксперты и на рост потребительского кредитования на фоне слабых корпоративных заимствований. «Однако высокая долговая нагрузка среди домовладельцев с низкими доходами может быть источником уязвимости», – следует из доклада ОЭСР. Кроме того, низкая производительность труда, сокращение трудовых ресурсов, довольно сильный рубль и международные санкции продолжат оказывать давление на экономический прогноз, добавляют они.

В итоге организация ухудшила прогнозы для роста ВВП России на 2017–2018 годы. Так, согласно ноябрьскому докладу организации, российская экономика в текущем году увеличится на 1,9%, а в следующем – также на 1,9%. Напомним, сентябрьские оценки ОЭСР предполагали рост ВВП России в 2017 году на 2% и подъем на 2,1% в следующем году. «Умеренный экономический рост в РФ продолжится. Стабильные цены на нефть, улучшение делового доверия и кредитных условий поддержат инвестиции и потребление», – полагают в организации.

По мнению экспертов «НГ», критика ОЭСР оправданна. «В части жесткости бюджетной политики в нашей стране с оценкой ОЭСР можно согласиться», – говорит завкафедрой госрегулирования экономики Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Владимир Климанов. «На следующий год уже пересмотрены бюджетные правила, и фактически мы будем стремиться сдерживать бюджетные расходы и формировать резервы. Расходы все еще остаются крайне завышенными, и федеральный бюджет будет исполняться с дефицитом, что нам не дает оснований наращивать дополнительные бюджетные расходы, которые, наверно, смогли бы простимулировать дополнительные проценты экономического роста», – полагает он.

Сокращение реальных расходов бюджета усилило рецессию и сейчас затрудняет ускорение экономики, продолжает главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров. «Но и увеличение расходов несет большие риски для финансовой стабильности и экономики в целом, если цены на нефть снизятся, а геополитическая обстановка станет напряженнее», – замечает он. По мнению экономиста, основа для устойчивого роста – проведение реформ. «Но в целом я поддерживаю консервативную бюджетную политику, которую проводят Минфин и правительство. Однако в случае отказа от реформ после выборов экономику РФ ждет вялый рост, на грани стагнации», – подчеркивает Тихомиров. «Бюджетную политику в ее текущем виде действительно можно рассматривать в качестве тормоза экономики», – уверен директор по инвестициям компании «Питер Траст» Михаил Алтынов.

Бюджетная политика призвана соблюсти баланс интересов, невозможно удовлетворить все потребности сразу, говорит начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «К примеру, агрессивная индексация социальных выплат, по сути, является формой денежной эмиссии, и она привела бы к росту инфляции. Низкая же инфляция создает условия для роста в частном секторе, преимущественно в добывающих отраслях», – указывает эксперт. «Необходимо осторожно относиться к выводам  ОЭСР», – считает депутат Госдумы Михаил Щапов.

Впрочем, в отличие от ОЭСР Всемирный банк (ВБ) более благосклонно оценивает перспективы отечественной экономики. В частности, благодаря повышению цен на нефть и стабилизации макроэкономической ситуации в 2017 году в России возобновился незначительный рост экономики – отмечает ВБ.

Хвалит ВБ и проводимую в стране денежно-кредитную политику «Она по-прежнему проводится осмотрительно и соответствует принципам таргетирования инфляции. Благодаря сочетанию относительно жесткой денежно-кредитной политики, жесткой бюджетной политики и некоторым краткосрочным факторам ЦБ уже в июле 2017 года достиг годового целевого показателя ИПЦ (индекс потребительских цен) с отклонением вниз от прогноза», – поясняют эксперты организации. А новое бюджетное правило, по мысли аналитиков ВБ, «смягчит влияние неустойчивой внешней конъюнктуры на бюджет и на реальный валютный курс».

При этом банк оставил без изменений свой прогноз роста отечественного ВВП. В организации ожидают, что по итогам текущего года экономика страны вырастет на 1,7%. В 2018 и 2019 годах – на 1,7% и 1,8% соответственно. Основным фактором роста в России, по мнению банка, станет потребительский спрос. ВБ ожидает роста потребления в РФ в 2017 году на 2,1%, в 2018-м – 2% и в 2019 году – на 1,9%. «На фоне стабилизации потребительской инфляции на уровне около 4% в 2018–2019 годах ожидается, что реальные зарплаты выйдут на траекторию роста. Возобновление индексации зарплат работников бюджетных организаций, приостановленное в 2015–2017 годах, также поддержит рост реальных доходов и потребления. По мере восстановления экономики ожидается рост доходов за счет других источников, таких как, например, неформальные зарплаты. В 2018 году дополнительную поддержку росту потребления окажет чемпионат мира по футболу, который пройдет в 11 российских городах», – резюмируют во ВБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
879
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
547
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1077
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1061

Другие новости