0
7655
Газета Экономика Интернет-версия

30.11.2017 12:05:00

"Разговор с Дмитрием Медведевым". On-line тезисы

Тэги: медведев, россия, политика, экономика


медведев, россия, политика, экономика Фото с сайта Правительства Российской Федерации

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал сегодня ежегодное итоговое интервью пяти российским телеканалам. Глава правительства ответил на вопросы ведущих программы, которыми будут Валерий Фадеев (Первый канал), Сергей Брилев (ВГТРК), Ирада Зейналова (НТВ), Михаил Фишман («Дождь») и Игорь Полетаев (РБК).

Вопрос об итогах года, оценка работы правительства. Сегодня мы можем свидетельствовать о росте экономике, изменения в ней благоприятные. Вчера Путин сказал, что главное достижение - экономика вышла из рецессии. Еще в прошлом году было падение развития экаономики 0,2%. Рост был практически нулевой, даже отрицательный. Сейчас все аналитики говорят, что мы получим около 2% прироста ВВП. Это не огромная цифра, но она соответствует среднемировым ценам роста в развитых странах. В этом году будет зафиксирована рекордно низкая инфляция, вероятно, ниже 3%. Абсолютное достижение в постсоветсткую эпоху. 

Это имеет прямое значение и для экономики, и для обычных граждан. В этом году можно констатировать рост реальных доходов населения. Приростен примерно на3%. Номинальный рост - 7%. Не самый выдающийся результат, но важное изменение тренда. Доходы уже не падают, а растут. Инвестиции в основной капитал вырастут более чем на 4%. Это тоже результат развития экономики. Сбалансированность бюджета, валютные резервы также приростают. По итогам года можно констатировать стабильность и предсказуемость курса рубля.

Несмотря на мрачные прогнозы, давление, вызовы для нашей экономики, мы в полном объеме выполнили социальные обязательства. Это неплохой результат экономики и всех структур.

Вопрос о курсе рубля к доллару, в чем хранить сбережения. Самоцелью является рост благосостояния россиян. Хорошо хранить и в рублях, и в долларах. Курс нацвалюты сейчас стабилен, но на него оказывают влияние разные показатели. Внутреннее состояние экономики России продиктовано ценами на углеводороды, есть воздействие санкций. Все эти параметры не оказывают такого влияния на рубль, чтобы он был так волатилен, как в прошлые годы. Раньше за нефтью следовал рубль. Он находился в промежутке 56-64 руб. за доллар. Нацвалюта стабильна. В чем хранить деньги? Зависит от целей гражданина или компании, готовы ли они к рисковым операциям. И в чем он хранит деньги и чем расплачивается. Подавляющее большинство хранит в рублях, платит в рублях, получает зарплату в рублях. Падения рубля в этом году не предвидится.

Вопрос об экономике, вышедшей из рецессии, о возможностях экономики. Какова база роста? В России она не такая значительная. Мы не исчерпали возможностей роста экономики. Она находится под воздействием шоков - внешних и внутренних. Это цены на углеводороды, санкции. Структура нашей экономики ориентирована на углеводородный рост. Сейчас около 60% доходов - не от нефти и газа. Проведение структурных реформ, выхода гос-ва из отраслей или захода в какие-то сегменты остается актуальным.

Вопрос о санкциях и структурных реформах, об узких местах экономики. У нас есть сложные отрасли, но важные. Мы начали вкладывать в станкостроение. Недавно мы экспортировали 87% станков. Сейчас - в районе 70%. Появились крупные российские игроки на этом рынке. Микроэлектроника, ИТ - сложная сфера, но нельзя говорить, что мы этим никогда не занимались. Главное, чтобы они соответствовали уровню текущей ситуации. Часть этих технологий нам поставили под санкции, но мы должны развиваться, использовать эти технологии в быту. Недавно у нас не было внутренней платёжной системы, и тут дело не в санкциях. Мы ее создали, но как ее эксплуатировать? Иметь свои чипы и карты. Появилась карта "Мир". Есть другие вопросы - идея прослеживаемости товаров и электронных меток. Интересно, как к нам попал любой товар, какие этапы прошел, чтобы ставить барьер контрафакту, серым ввозам, неплатежам налогов. Программа цифровой экономики на это и направлена. Вложения по линии инновационных институтов. Кредитная поддержка станкостроения составляет 3 млрд руб. В этом будущее нашей экономики.

Вопрос о работающих бедных, о снижении бедности. Бедность - одна из самых кричащих проблем нашей экономики. Сама бедность - оборотная сторона недоразвитости экономики. Важно предпринимать реальные шаги по борьбе с бедностью. Количество таких людей выросло. Но 10-15 лет назад их было больше. Но сегодня всё равно это очень большая цифра. Проблема нашей соцсистемы - она размазывает все тонким слоем. У всех те же самые пособия. Важна идея адрестности, взять на учет тех, кому нужна поддержка: пенсионеры, инвалиды, многодетные. Именно по этим категориям принимаются решения. Это увеличение пенсий, индексация, программа социальной и медицинской реабилитации инвалидов, поддержка семей с детьми - ключевая задача, наша будущее. Материальные проблемы семей - главных ограничитель. Материнский капитал может простимулировать прирост детей, и это работает. Президент предлагает продлить эту программу. Еще одна идея - субсидировать ипотечные кредиты сверх уровня 6%. Это простимулирует людей и ипотечную программу.

Вопрос о пенсиях. В Пенсионном фонде все впорядке, деньги на выплату пенсий в полном объеме есть. Пенсии касаются 43 млн человек. Деньги есть - все будет выплачиваться. Индексация планируется в январе, и она будет выше, чем инфляция. Индексация будет 3,7%, то есть мы вернулись к нормальному состоянию.

Вопрос о НДФЛ. Мы пообещали, что не будет меняться основа налоговой системы, и мы это выполнили, что бы там не говорили. Все налоговые ставки сохранились. Назовите мне страну, где все, как у нас? Решений по изменению НДФЛ нет. Плоская шкала НДФЛ себя оправдала, мы вытащили из тени огромное количество налогов, люди не боятся платить налоги. Нужно думать, сколько мы будем собирать, если ставка изменится, и кто что будет платить. При возвращении серых конвертов всем будет только хуже. Большинство стран имеют более сложную шкалу налогообложения. Гипотетически можно рассматривать введение льгот для людей с низкими доходами, чтобы они не платили налоги, а для тех, кто получает больше, повысить налоги.

Вопрос об оздоровлении банков и бюджетном кризисе. Финансовая система стабильна несмотря на сложности. Она была отбалансирована благодаря удачным решениям ЦБ. Он продолжает активную работу по наведению порядка в финансовом мире, в банках. Были приняты решения об отзыве лицензий в банков, это расчистка финансового поля, так как такие банки могут положить финансовую систему. Для банков важны показатели, вопросы ликвидности, капитал и проч. - за этим ЦБ и правительство следили и будет следить. Эти меры не приведут к обратному эффекту, напротив.

Вопрос об обманутых дольщиках. Нужно не допустить манипулирования деньгами дольщиков в будущем. Средства нужно закладывать непосредственно в договоры. Нужно помочь тем, кто уже попал в такую ситуацию, проводить штучную работу в регионах. В федеральном бюджете есть деньги на эти цели. На будущее - нужно отказаться от договоров долевого строительства, это наследие недоразвитого жилищного рынка. В других странах этого нет, только ипотека.

Вопрос документам в социальной сферы. Нужна разумная отчетность. Ворох отчетности в последнее время разросся, на это указывают врачи, учителя и т.д. Нужно внедрять современные электронные формы контроля отчетности, когда врач делает все в электронном формуляре. Мы переходим к тому, чтобы трудовые книжки были в электронной форме. Необязательно для консультации везти пациента из района в областной центр, но если есть электронная прямая коммуникация, можно показать все данные обследований, приборов, и получить консультацию и правильное медицинское решение. Мы решаем вопрос отправить дополнительные деньги на электронную коммуникацию между региональными больницами и федеральными клиниками.

Вопрос о 7-й студии, Серебренникове, Апфельбаум, о криминализации обычной театральной деятельности. Я думаю, что представители творческих профессий правы в том, что законодательство в этой сфере несовершенно. К сожалению, перемены не так быстры, все крутится вокруг госзакупок и госуслуг, закона, который регулирует конкурентную сферу. Ко мне обращались режиссеры - мы снимаем фильм, но как нам расплатиться с плотником, который создает декорации в глубинке? У него нет счета, мы не можем расплатиться карточкой. Мы идем навстречу. Система госзакупок в системе творческой деятельности должна быть более лояльной, но в меру. Нужно создать работающую модель, рост точности отражения всех действий в бухгалтерии. Нужно создать рамку творческой деятельности и формить ее в правовом виде, а представители творческих профессий должны следить за тем, что происходит. Что касается судебных дел - нужно точно разобраться, где нарушения, а где необходимость принятия оперативных решений, которые не выходят за рамки законов. У всех процессов есть разные стороны - правоохранительные органы, суд, истцы. Последние имеют право на обжалование.

Вопрос о ценах на лекарства. Здесь важно не ослабить контроль государства. Этим занимается федеральная антимонопольная служба. Сейчас мы не регулируем в полном объеме цены на лекарства, но мы следим за этим. Я позвонил министру, спросил про будущее - это приблизительно полтриллиона рублей ежегодно, нужно следить, чтол эти деньги шли на приобретение жизненноважных препаратов - 699 наименований. Чем шире список, тем выше доступность препаратов. Нужно следить за ассортиментом в аптеках. Важно, чтобы сами препараты были и качественные, и разумно дешевые. Все, что покупается за валюту, дороже. Надо наводить порядок на фармакологическом рынке. 70% препаратов приобретаются из-за границы и только 30 внутри страны. 60% наименований приобретаются внутри страны, 40 - из-за границы. Из списка жизненноважных препаратов 85% приобретается внутри страны - это и есть импортозамещение. Мы приняли решение по-новому маркировать лекарства, использовать другую упаковку. Нам нужны качественные, а не поддельные препараты. Тогда в аптеках будут дешевые российские препараты, не хуже иностранных.

Вопрос о зерне. Мы добились выдающихся результатов в аграрной сфере. 140 млн тонн зерна - это результат, которого никогда не знала наша страна. нужно этим грамотно распорядиться. Мы самый крупный экспортер зерна, это капитал, валюта. Нужно выйти на экспорт 45-50 млн тонн, это решит многие задачи. Нужно вкладываться в глубокую переработку зерна. Инвестиции в порты, дороги, тарифная составляющая также важны.

Вопрос о заменах губернаторов. Общая тенденция правильна и появилась не сейчас. Мы начали 8-10 назад процесс омоложения губернаторского корпуса. Пока они ВРИО, часть из них уже получила доверие. Я был приятно удивлен, как быстро они погрузились в местный материал. Все будет зависеть от них, их команд и работы. Губернатор - это не президент субъекта федерации, они де-факто и де-юре участники большой вертикали исполнительной власти. Не надо вырывать их из этого контекста. Те, кто получил назначения, должны доказать свою работоспособсность в этих условиях.

Вопрос о прощении долгов регионам. Наши регионы очень разные, у всех свои проекты. В ряде случаев они не были хорошо просчитаны, залезли в долги. Как помочь регионам? Нужно посмотреть, что это за кредиты, и перевести часть коммерческих кредитов в бюджетные. Можно подумать о реструктуризации задолженности. Есть система дотация, трансфертов, поддержки самих регионов. Но руководители регионов должны вести себя ответственно. Развитие собственной социальной сферы, затем экономики. Мы проводим мониторинг федеральных полномочий - что они могут тащить, что не могут. У нас не может быть симметричной федерации.

Вопрос о технологической революции. У нас есть шансы вернуться в число лидеров, но придется заскакивать в поезд, набирающий обороты, так как он отправился без нас. У нас есть институты, деньги, опробованные инструменты, талантливые люди, но нет способностей преобразовывать технологические новинки в коммерческие проекты. Этому можно научиться. Бизнес должен вкладываться в IT, в современные технологии, мне пришлось загонять туда компании палкой. Я уверен, что шансы стать в один ряд с наиболее продвинутыми странами, у нас есть.

Вопрос о киберновинках, кибервойне, киберсуверенитете. Лучше не кибервойна, а киберсотрудничество, к чему мы призываем наших партнеров. Человечество никуда не продвинулось с середины 70-х годов. Киберсуверенитет - мы должны быть самодостаточными, но не закрытыми. Нам поют песню, что все хакеры мира - агенты Кремля. Все хакеры лезут ко всем, следят друг зу другом. Упрекать в этом одну Россию - смешно. Нужно заниматься серьезными вещами в кибербезопасности, противодействием террористической угрозе. Все современные цифровые технологии - это повод для сотрудничества, а не защиты и подозрений. Защита заключается в том, чтобы иметь самодостаточные возможности внутри страны, но абсолютной защиты не существует. Мы защищены не хуже, чем другие крупнейшие страны.

Вопрос о российско-американских отношениях. Я общался с Трампом недолго, как это бывает на саммитах. Внешнее впечатление - он доброжелательный, адекватно воспринимающий политдеятель, контакт вполне нормальный. Проблема не в личных отношениях, а в решениях, которые мы принимаем, в создаваемой атмосфере. Она отвратительная, самая плохая.

Вопрос об обвинениях в адрес России, о сокращении диппредставительств и т.п. По поводу виновности - это избитая тема и отвечать на вопрос о виновности тех или иных сил можно так - не кто виноват, а что с этим делать? Я думаю, что шанс на нормализацию отношений всегда существует. Вопрос в том, чтобы начать общение по существенно важным темам. Американский бизнес хочет работать с нами. У нас есть ощущение, что ряд политиков США хочет решить свои задачи, разыгрывая российскую карту. Эта штука достаточно редкая.

Вопрос об антироссийских санкциях, о газовой изоляции. Мы весь 20-й век провели под санкциями. Запад вводил санкции 10 раз и против СССР, и против современной РФ. Сейчас наши партнеры пытаются зацементировать эти санкции, чтобы президент США не мог их отменить. Бог с ними. Мы научились выживать. Мы взяли курс на импортозамещение. Санкции вредят всем. Хотят ограничить наши газовые возможности. Это циничная позиция. Даже у европейцев волосы дыбом встают.

Вопрос об участии спортсменов из РФ в зимней Олимпиаде. Мы находимся в поиске выхода из этой ситуации. наша позиция по допингу остается прежней, у нас есть проблемы, но мы будем с ней бороться. Победа РФ в зимней Олимпиаде была честная. Тема допинга стала политической, от допинга там 30%. Спорт любят, за наших спортсменов болеют. Дневники Родченкова - это психиатрическая проблема, ему нужна такая помощь. В целом ситуация сильно разочаровывает. Нужно понимать, что это не спортивная, а политическая кампания.

Вопрос о выборах-2018. В отношении кандидатов будет понятно совсем скоро. Позиция моя и ЕР понятна. Если Владимир Путин выдвинет свою кандидатуру, безусловно, наша партия и я лично будем его поддерживать. Он является успешным президентом. Все должно быть сделано в рамках закона. Кто будет выдвигать? Какой способ выберет кандидат, такой партия и поддержит. Я лично в текущем политическим сезоне себя в таком качестве не вижу.

Вопрос о нарушении сменяемости власти. Мне кажется, эти вопросы возможны, если речь идет о нарушении закона. Но если все происходит в рамках Конституции и закона, мнении народа - проблемы нет.

Вопрос о Навальном, о фильме-расследовании о Медведеве. Я все сказал, когда охарактеризовал все, что было сделано. Чем больше комментируешь всяких обормотов и проходимцев, тем для них лучше. Я не подал суд, чтобы не раскручивать таких людей. Создание таких фильмов - раскрутить себя и создать напряжение, зачем мне создавать им рекламу? На создателях подобных опусов лежит ответственность за выполнение решений суда. Нужно подумать о том, чтобы усилить административную и уголовную ответственность за невыполнение решений суда.

Вопрос о том, кто будет следующим премьером, итоги для абстрактного премьера. Давать советы дело неблагодарное. Структура действующего правительства не идеальна, но была принята президентом, как оптимальная, но мы ее меняли. Отдельные министерства мы расформировали. Это работа, которую нужно почувствовать. У меня есть свои представления о том, как должно работать правительство.

Вопрос о самом сложном вызове для правительства Медведева. Это обвал цен на нефть и введение санкций. Никогда не было этого одновременно. Уникальный случай. Как мы с ним справились, пусть оценивают граждане, но мне кажется, что решения, которые мы приняли, были адекватными. Никогда нельзя быть довольным всем, нужно иметь разумную долю скепсиса. Это совет любому правительству.

Вопрос о будущем Медведева. Мне всегда нравилось то, чем я занимался в жизни: и когда был студентом, и аспирантом, и когда позвали в Москву и начал работать в администрации президента и т.д., и когда был президентом. Это все исключительно интересная работа, это огромный вызов, она приносит удовлетворение. Я счастливый человек. Дальше будем служить России, потому что мне нравится та работа, которой я занимался, мне просто нравится жить и работать в РФ.

Сегодня последний день осень, новый год не за горами. Хочу всех поздравить с наступающим новым годом, пожелать счастья и здоровья.

Интервью окончено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2005
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2992
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2372
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2377

Другие новости