Рост производства легального алкоголя не снижает интереса граждан к самогоноварению. Фото Владимира Смирнова/ТАСС |
Борьба с нелегальным алкоголем в России приносит свои результаты. Закрытие подпольных заводов, запрет на продажу спиртосодержащих жидкостей, поднятие акцизов вызвали тектонические сдвиги на алкогольном рынке. Статистика показывает рост производства легальной водки почти на 20%. Но потребление такими темпами расти не может, и поэтому российская водка хлынула на экспорт, который растет опережающими темпами.
За 10 месяцев 2017 года налоговые службы собрали в консолидированный бюджет РФ на 17% больше акцизов на крепкий алкоголь, это плюс 22 млрд руб., сообщил вчера глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Акциз на крепкие алкогольные напитки (в которых спирта больше 9%) увеличился с начала года с 500 до 523 руб. за литр. Одновременно изменился и принцип распределения доходов от алкогольных акцизов: теперь регионы получают не 50, а 60% этих средств.
Роспотребнадзор в течение года несколько раз продлевал запрет на продажу в рознице жидкостей с содержанием этилового спирта свыше 28%, после того как в прошлом году в Иркутске погибло от отравления «Боярышником» свыше 70 человек. Очередной запрет ведомство ввело на 180 дней в конце октября. Глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что если в декабре 2016 года запрещенную продукцию выявляли на каждом четвертом проверенном объекте, в марте–мае 2017 года – на каждом 25-м объекте, то в июне–сентябре уже только на каждом 40-м объекте.
Эта мера, так же как закрытие подпольных заводов и введение единого учета через систему ЕГАИС, привела к тому, что левый спирт стал искать пути выхода на легальный рынок. Легальные продажи водки на фоне снижающихся доходов не растут. Статистика по производству улучшается в основном за счет выхода промышленных «самогонщиков» из тени. Число легальных алкотрейдеров растет: в Московской области, например, за 2017 год выдача лицензий на право продажи алкогольной продукции увеличилась на 23%, сообщили в региональном Министерстве потребительского рынка и услуг.
«Можно сказать, что производство водки в стране почти полностью легализовалось, объем легальной продукции уже к началу 2017 года вырос на 20%, – сказал «НГ» руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. – Если за 10 месяцев 2016 года было произведено 55,3 млн декалитров водки, то за тот же период 2017-го – уже 63,9 млн».
Росалкогольрегулирование сообщало, что россияне ежегодно потребляли от 17 млн до 25 млн декалитров лосьонов и настоек. Но сейчас население не может позволить себе выпивать весь спирт, как прежде, ведь в «фанфуриках» его продавали гораздо дешевле: один грамм чистого спирта в составе «Боярышника» стоил 30 коп., а даже в самой дешевой водке он обходится в 1 руб. (см. «НГ» от 22.12.16). По данным Шапкина, розничная продажа водки за январь–октябрь 2016 года составляла 66,2 млн декалитров, а за тот же период 2017-го – 54,8 млн.
Недостаточный внутренний спрос производители стали компенсировать наращиванием экспорта. Например, экспорт водки из РФ за январь–сентябрь 2016 года составил 1,42 млн декалитров, а это на 20,2% больше, чем в прошлом году (поставки в ближнее зарубежье выросли в 1,7 раза, а в дальнее – на 6,6%, сообщила Федеральная налоговая служба).
Успехи в борьбе с зеленым змием рождают у чиновников новые инициативы. Главный внештатный нарколог Курганской области Павел Подорванов предложил не только сократить число магазинов, где продают алкоголь, но и ограничить время продажи спиртного, по примеру Чеченской Республики, до 15 минут в день.
Эксперты также предлагают не упускать инициативу и воспользоваться ситуацией, чтобы отвоевать на мировом рынке позиции, которые были уступлены польской и скандинавской водке в 1990-е годы.
«Предпосылки для роста экспорта российской водки есть: низкая себестоимость позволяет производителям иметь хорошую маржинальность, продажи за валюту очень сильно мотивируют экспорт. При грамотной маркетинговой программе, инвестициях в строительство водочного бренда есть потенциал роста продаж на экспортных рынках в разы, – сказал «НГ» эксперт по маркетингу крепкого алкоголя, член Гильдии маркетологов России Руслан Брагин.
Эксперт отметил, что пока не существуют госпрограммы по поддержке экспорта водки частными российскими ликеро-водочными заводами. «Насколько мне известно, нет централизованных программ по популяризации имиджа русской водки за рубежом. Рынок водки во всех странах сильно сегментирован, все ниши уже заняты, поэтому для завоевания определенной доли этого рынка необходимы значительные инвестиции в персонал, промо, рекламу, акции, PR. Мелким производителям это не под силу. Производители водки в России очень раздроблены, конкуренция высока, образование союзов и совместных групп различных производителей в таких условиях маловероятно. Лидерами на западных рынках являются, как правило, не российские водочные бренды, а водки, входящие в пакеты крупных западных алкогольных корпораций», – сказал Брагин.
«Потребление алкоголя в России за последние годы определенно снизилось, до 10 л на взрослого человека в год, это практически в полтора раза меньше, чем было в 2009 году, но все равно превышает рекомендованный ВОЗ показатель в 8 л, – сказал «НГ» основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Если говорить о структуре потребления алкоголя, то в России всегда была высока доля крепких напитков – эта тенденция пока не изменилась. Что касается экспорта крепкого алкоголя, то не стоит ждать, что его доля будет расти высокими темпами».