0
13704
Газета Экономика Интернет-версия

20.11.2017 00:01:00

Российская экономика в структурном тупике

Тэги: экономика, ввп, прогноз, мвф, цб, набиуллина, промышленность


экономика, ввп, прогноз, мвф, цб, набиуллина, промышленность Глава Центробанка Эльвира Набиуллина считает, что в РФ уже завершился восстановительный рост. Фото РИА Новости

По итогам года ВВП России вырастет на 2% – такой улучшенный прогноз обнародовал Международный валютный фонд (МВФ). Иностранные специалисты, похоже, опоздали со своим оптимизмом. Росстат уже фиксирует ухудшение экономической ситуации. А глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина заявила, что восстановительный рост почти окончен. Значит, замедление как раз продолжится. В Высшей школе экономики (ВШЭ) предупреждают, что кардинальных структурных сдвигов не видно, рост ВВП происходит, видимо, за счет внедрения неэффективных проектов, поэтому положительный тренд неустойчив.

МВФ улучшил свой прогноз по динамике российского ВВП в 2017 году. Теперь иностранные специалисты ожидают рост на 2% по итогам года вместо 1,8%, которые они прогнозировали в октябре. Причем и октябрьский вариант прогноза тоже был заметно улучшен по сравнению с апрельским: весной, напомним, МВФ оценивал рост ВВП РФ по итогам года на уровне лишь 1,4%.

Об ускорении экономического роста специалисты МВФ заявили по итогам визита в Россию миссии Европейского департамента фонда. Их выводы разместил на своем официальном сайте Центробанк. Что объяснимо.

«По оценкам экспертов, продолжается рост кредитования, восстанавливается прибыльность банковского сектора, сохраняются относительно высокие цены на нефть. Фонд подтвердил эффективность проводимой Банком России денежно-кредитной политики… Миссия положительно оценила предусмотренные в федеральном бюджете на 2018–2020 годы планы по сокращению дефицита с помощью нового бюджетного правила... По мнению экспертов МВФ, состояние российского банковского сектора является стабильным», – перечисляются выводы МВФ на официальном сайте ЦБ.

Правда, в самом Центробанке перспективы экономики оценивают немного иначе. В конце недели в Госдуме глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что годовой рост ВВП в 2017-м составит 1,8%. Как она уточнила, сейчас экономика РФ растет темпами, близкими к потенциальным, такими, которые «возможны при данной структуре и данной производительности экономики».

«По нашей оценке, мы компенсировали 95% падения экономики, которое произошло начиная с 2015 года. Если взять цифру сезонно сглаженную, то 99%», – сказала она. «Период восстановительного роста почти завершен», – приводятся также слова Набиуллиной на сайте Госдумы.

Динамика ВВП РФ (в %) после кризисов 2009 и 2015 годов.	Источник: Центр развития ВШЭ
Динамика ВВП РФ (в %) после кризисов 2009 и 2015 годов. Источник: Центр развития ВШЭ

Восстановительный рост характеризуется высокими темпами, но он не может длиться вечно: по мере исчерпания эффекта низкой базы рост замедляется. Однако не совсем понятно, что именно финансовые власти склонны называть сейчас восстановительным ростом. Колебания около нуля в конце 2016 года? Или тот, как сначала показалось, прорыв, который случился по итогам второго квартала, когда годовой рост ВВП РФ составил 2,5%? Настолько ли высок был этот рост, чтобы говорить о полноценном посткризисном восстановлении?

Из сопоставлений, проведенных специалистами Центра развития ВШЭ, видно, что, например, после кризиса 2009 года восстановительный рост, особенно на фоне текущих значений, действительно был бурным. Пик спада пришелся тогда на второй квартал 2009-го, когда ВВП РФ в годовом выражении сократился на 11,2%. Затем спад замедлялся, а в первом квартале 2010-го российская экономика выросла сразу на 4% в годовом выражении, ускорившись во втором квартале уже до 5%.

Сейчас картина иная. В 2015-м два квартала были антирекордными: во втором спад ВВП в годовом выражении составил 3,4%, в четвертом – 3,2%. Затем падение замедлилось, но не прекратилось. Впервые ВВП продемонстрировал годовой рост только в четвертом квартале 2016-го (на 0,3%). Период ускорения роста был недолгим и оборвался уже в третьем квартале 2017-го (см. «НГ» от 14.11.17).

Не вселяют оптимизма и октябрьские данные Росстата по динамике промышленного производства. В октябре промышленность показала нулевую динамику по отношению к октябрю 2016-го. Это стало худшим значением года, за исключением февраля, когда промпроизводство сократилось на 2,7% к тому же месяцу 2016-го. В правительстве февральский спад объясняли искажениями из-за високосного 2016 года (см. «НГ» от 25.08.17). Но даже когда проблемы нельзя было списать на високосный год, у правительства все равно появлялись свои версии происходящего: то всему виной была погода, то методика подсчета. Так что, возможно, октябрьскому ухудшению показателей чиновники тоже скоро найдут оригинальное объяснение.

Экономисты же призывают оценивать не количественные показатели, а качество роста. «Краеугольный камень любого экономического роста – устойчивость, которая определяется его качеством. Анализ структурных сдвигов намного более содержателен, чем оценка количественных характеристик… Итоги второго квартала показали, что под резко ускорившимся (до 2,5% год к году) ростом ВВП качественных изменений, проявляющихся в заметных структурных сдвигах, нет. Отраслевая структура экономики изменилась крайне незначительно. А значит, положительный тренд в своей основе неустойчив», – сообщает Центр развития ВШЭ в ноябрьском обзоре «О чем говорит ВВП».

«Драйвер промышленной динамики – добыча (4,6% год к году), в то время как в обработке положительная динамика валовой добавленной стоимости оставалась крайне скромной: 1,2% год к году, – сообщают в Центре развития. – Вес промышленности в ВВП по сравнению с прошлым годом вырос с 24,4 до 24,7% в основном благодаря сырьевому сектору, а незначительные изменения в пропорциях производства пока объясняются только ценовым фактором. В постоянных ценах доля промышленности осталась на уровне 24,1% ВВП».

Экономисты напоминают: по итогам второго квартала рост ВВП был зафиксирован на фоне «23-процентного номинального роста экспорта топливно-энергетического комплекса». «Рост за счет сырьевого потенциала всегда неустойчив, поэтому в случае ухудшения внешней конъюнктуры российская экономика может столкнуться с проблемой «выпадающих доходов». Нужно создавать условия для структурных изменений и поставить в приоритет задачу изменения качества экономического роста над наращиванием физических объемов производства», – призывают в Центре развития.

Хотя, заметим, ситуация с драйверами российской экономики не так однозначна: разные аналитические центры указывают на разные ведущие отрасли. Например, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в октябре продолжил замедляться спрос в добывающих и низкотехнологичных отраслях – к последним в ИПЕМе относят пищевое, текстильное производства, обработку древесины и т.п. Также снижается спрос на высокотехнологичную промышленную продукцию. «Драйверы роста спроса – среднетехнологичные отрасли (металлургия, химическая промышленность), однако их влияние на общие показатели промышленности не столь велико, как у добывающих отраслей, но существенно зависит от конъюнктуры мирового рынка», – добавляют в ИПЕМе.

По Росстату же, добывающая промышленность сокращается уже два месяца подряд в годовом выражении, правда, на символические 0,1%. А рост обрабатывающей промышленности замедлился в октябре до 0,1% в годовом выражении после сентябрьского роста на 1,1% год к году.

Но, несмотря на расхождения, многие эксперты согласны с тезисом о неустойчивости роста и неэффективности экономики РФ. «ВВП страны, пусть и незначительными темпами, растет четвертый квартал подряд, а реальные располагаемые денежные доходы населения падают помесячно уже почти три года, с ноября 2014-го, – замечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – Данная ситуация косвенно означает, что рост ВВП частично происходит за счет внедрения неэффективных проектов и непроизводительных расходов, а также за счет излишнего накопления товарно-материальных ценностей».

Опрошенные «НГ» эксперты объясняют оптимизм МВФ надеждами на нефтяной рынок. «Возможно, специалисты МВФ верят в увеличение цен на мировых рынках углеводородов. В этом случае рост российской экономики в буквальном смысле неизбежен», – полагает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова.

«МВФ в своих прогнозах опирается в первую очередь на цены на углеводороды, за счет которых по-прежнему формируется значительная часть российского ВВП», – соглашается директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Однако он замечает, что винить МВФ за чрезмерный оптимизм все же рано, ведь, по прогнозу фонда, «в долгосрочной перспективе рост экономики России останется на уровне незначительных 1,5% в год». Именно такой прогноз сейчас делает МВФ для нашей экономики на период 2019–2022 годов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Проблемы на пути к целям 2036 года появятся уже в 2025-м

Михаил Сергеев

План правительства игнорирует перспективы завершения или развития украинского кризиса

0
733
Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Реестр контролируемых лиц протестируют до конца апреля

Екатерина Трифонова

Нелегальные гастарбайтеры опасаются депортации из РФ после 5 февраля

0
677
Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Партии будут соревноваться в борьбе с ростом цен

Иван Родин

КПРФ фиксирует доминирование левой предвыборной повестки в этом году

0
551
Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Социальная сфера в стране столкнулась с вопросом объективности, а промышленность – со снижением качества

0
606

Другие новости