РЖД предлагает повысить тарифы на грузовые перевозки на уровень существенно выше инфляции. Фото РИА Новости
Сколько стоит любая услуга? Достаточно сделать срез по рынку и выявить среднее значение, все просто. А сколько стоит услуга, которую предоставляет монополист? Здесь все намного сложнее и в силу вступают нормы государственного регулирования. Недавно стало известно, что ОАО «РЖД» представило в ФАС России тарифную заявку на 2018 год, предусматривающую индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 8%. В антимонопольном ведомстве уже пообещали разобраться, почему перевозчик третий год подряд предлагает повысить тарифы на уровень существенно выше инфляции.
Уровень инфляции в России на рекордно низком уровне, Минэкономики опустило нижнюю границу официального прогноза по инфляции в текущем году до 2,5%, а октябрьская инфляция «год к году» составила 2,7%. Таких показателей в экономике России еще не было. При этом одними из драйверов инфляции становятся тарифы монополий, формирующиеся не на рыночных условиях. Пример железнодорожников в этом ключе достаточно показателен.
Логистическая составляющая в цене товаров колеблется от 5 до 50%, при этом железнодорожные перевозки являются основным способом транспортировки грузов в стране. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте в России превышает 45%, а если исключить из статистики трубопроводы, то доля «железки» составит и вовсе почти 90%. Таким образом, рост тарифов на железнодорожные перевозки напрямую влияет на себестоимость продукции практически всех отраслей экономики. Далее, словно эффект домино, давление оказывается на уровень инфляции, затем на ключевую ставку рефинансирования ЦБ, а потом следует торможение темпов экономического роста, который и без того ниже среднемирового значения. То есть при уровне ожидаемой инфляции до 3% перевозчик повышает тариф на 8%. Кроме того, для железнодорожников существует и целый ряд целевых надбавок. Так, в 2017 году с клиентов взимается дополнительно 2% от тарифа на капитальный ремонт. Почему так происходит?
В рамках принятия долгосрочного периода регулирования предполагалось индексировать тарифы по принципу «инфляция минус». Однако в последние годы этот подход не соблюдается, в том числе из-за введения дополнительных целевых надбавок. Стремление ОАО «РЖД» к индексации грузовых тарифов на уровне существенно выше инфляции может являться следствием низкой эффективности управления в компании, когда снижение операционных издержек производится не за счет оптимизации бизнес-процессов, а путем роста тарифов для потребителей. При этом в 2017 году размер кредитного портфеля РЖД достиг 1,2 трлн руб., в результате чего соотношение «чистый долг/EBITDA» выросло до 3,0, что считается предельным уровнем закредитованности. Продолжение реализации такого сценария означает лишь новые запросы в ФАС и новую нагрузку на потребителей или дополнительные субсидии со стороны государства.
16 ноября в рамках заседания правительства России будет рассматриваться проект финансового плана ОАО «РЖД», одним из пунктов которого является индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. При этом единства в министерских кабинетах не наблюдается. «Если представленная ОАО «РЖД» тарифная заявка будет удовлетворена, это, вероятно, окажет существенное негативное влияние как на отдельных грузоотправителей, так и на российскую экономику в целом. По имеющейся информации, из причастных органов исполнительной власти активную поддержку ОАО «РЖД» в вопросе индексации тарифов оказывает Минтранс, притом что позиция Минэкономразвития и ФАС является куда более сдержанной и реалистичной. Такая позиция в очередной раз демонстрирует отсутствие у Минтранса правильной оценки макроэкономических последствий принимаемых решений, неспособность противостоять отраслевому лоббизму ОАО «РЖД» и подтверждает справедливость негативной оценки деятельности руководства министерства, данной президентом страны», – отметил генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Заинтересованным сторонам вне правительственных кругов остается только наблюдать, что же одержит верх – интересы отдельно взятой госкомпании или расчет макроэкономических моделей.