Аналитики Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка предупредили, что надежда властей сохранить в неизменном виде трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР) вплоть до 2020 года скорее всего не оправдается. Придется либо каким-то образом экономить на выплатах пенсионерам, либо наращивать сам трансферт, либо делать и то и другое. В качестве доказательства они приводят ситуацию 2014–2016 годов: за этот период пенсии в реальном выражении сократились на 7%, а трансферт бюджета в ПФР вырос почти на 42%.
В ЦМИ Сбербанка считают, что до 2020 года не удастся сохранить размер трансферта федерального бюджета Пенсионному фонду на уровне 2016 года, как это предусмотрено новым законопроектом о бюджете. Эксперты это объясняют прежде всего демографическими тенденциями. Если в 2016 году отношение населения старше трудоспособного возраста к населению в трудоспособном возрасте составляло 43%, то по среднему варианту демографического прогноза Росстата к 2020 году оно будет уже 47%, а к 2025 году – 50%, поясняют в ЦМИ.
«Мы считаем, что оставить трансферт без изменений не удастся. Только для поддержания текущего уровня пенсий в реальном выражении придется постоянно увеличивать трансферт ПФР. Эта проблема наблюдается уже сейчас. Пенсии в реальном выражении за 2014–2016 годы снизились на 7,1%. При этом трансферт вырос с 2,4 трлн руб. (около 39% от всех доходов ПФР) в 2014 году до 3,4 трлн руб. (около 45%) в 2016 году», – говорится в отчете аналитиков.
Ранее Счетная палата сообщала, что с зарплат россиян отчисляется примерно на 2 трлн руб. меньше взносов, чем нужно пенсионной системе для обеспечения выплат страховых пенсий. Если в 2014 году страховые пенсии были обеспечены взносами населения на 74%, то в 2016-м – уже на 68%, сообщали аудиторы (см. «НГ» от 29.09.17).
Однако глава Пенсионного фонда Антон Дроздов традиционно называет все разговоры о дефиците бюджета фонда мифом, а пенсионеров успокаивает тем, что расходы бюджета обеспечены доходами. В последние, очевидно, входят и трансферты из федерального бюджета, которые и обеспечивают выплаты социальных пенсий, пособий и маткапитала.
На запрос «НГ» в пресс-службе Пенсионного фонда сообщили, что «бюджет фонда на 2018 год сбалансирован по доходам и расходам»: «В части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, доходы и расходы ПФР запланированы в размере 8,236 трлн руб. В части, связанной с формированием пенсионных накоплений, расходы бюджета превышают доходы на 106,6 млрд руб., что объясняется переводом средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Покрытие этих средств будет обеспечено за счет пенсионных накоплений, находящихся в государственной и частных управляющих компаниях, размер которых оценивается по состоянию на 1 января 2018 года в 1111,2 млрд руб.».
Министр финансов Антон Силуанов в середине октября заявлял, что до конца 2017 года для закрытия дыры в пенсионной системе министерство планирует направлять средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Внесенные правительством в Госдуму поправки в федеральный бюджет 2017 года предполагают использование из ФНБ на покрытие дефицита бюджета ПФР 656,7 млрд руб. Он также сообщил, что в следующем году предусмотрена индексация пенсий на уровень выше, чем ожидаемая инфляция в текущем году, – на 3,7% против 3,2%.
В пресс-службе Минтруда «НГ» сообщили, что за счет оптимизации пенсионной системы (повышения минимального стажа для назначения пенсий с 5 до 15 лет, введения требований по минимальному участию в пенсионной системе на уровне 30 баллов) удалось «стабилизировать и суммарно сократить межбюджетный трансферт на обязательное пенсионное страхование за период с 2012 по 2017 год на 5,2 трлн руб.».
«Бюджет ПФР составляет примерно половину федерального бюджета, это отражает то внимание, которое уделяется пожилым гражданам, – сообщили в Минтруде. – В бюджете ПФР на 2018 год спрогнозированы доходы в сумме 8,3 трлн руб. (8,6% ВВП) и расходы на социальные выплаты в сумме 8,1 трлн руб. (8,3% ВВП), в том числе объем финансирования страховых пенсий составляет более 6,6 трлн руб. (6,8% ВВП), из них средства федерального бюджета – около 1,9 трлн руб. (2%ВВП).
По данным министерства, среднегодовой размер страховой пенсии составит в 2018 году 13 596 руб., или 155,8% к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП), в 2019 году – 13 963 руб. (156% ПМП), в 2020 году – 14 383 руб. (156,2% ПМП).
«Пенсионная система будет дотационной еще очень долгое время. Население, увы, стареет, и число пенсионеров будет расти. Быстро повысить пенсионный возраст не получится, соответственно, будут расти трансферты из бюджета, – сказал «НГ» начальник управления операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. – При цене на нефть выше 40 долл. за баррель индексация пенсий на уровне инфляции не является проблемой».
«Пенсионный фонд будет и дальше нуждаться все в большей подпитке из бюджета, следовательно придется увеличивать бюджетный трансферт, – сказал «НГ» шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – Вопрос в другом: можно ли увеличить доходную часть? И тут есть только два пути. Либо возвращаться к крайне непопулярной теме повышения пенсионного возраста. Либо второй и лучший путь – добиваться роста экономики, доходов предприятий и граждан, вести экономическую экспансию, увеличивая налогооблагаемую базу. А для этого нужны не только и не столько даже высокие цены на нефть, а нужен рост ВВП намного быстрее нынешних 2-2,5% в год».
«Трансферт придется увеличивать, хотя, возможно, не такими высокими темпами как в 2014-2016 годах, так как это были кризисные годы с высоким уровнем инфляции. Чтобы пенсионные накопления увеличивались и росла их доля в ПФР, нужны темпы роста ВВП не ниже 4%, а это до 2020 года нереально, – считает инвестиционный аналитик компании Global FX Иван Карякин. – Проблема роста пенсионных накоплений и разморозки накопительной части пенсий, это проблема экономического роста в целом, увеличения реальных зарплат и повышения производительности труда. Старение населения не является в этом плане большой проблемой. Во-первых, это происходит уже давно, но в условиях хороших темпов роста этого не замечали. Во-вторых, правительство по факту игнорирует эту проблему, позволяя себе иметь в штате Министерства внутренних дел 919 тыс. человек. По числу полицейских на 100 тыс. жителей мы обходим США в 2,7 раза, третье место в мире. Создание Росгвардии оттянуло ещё более 150 тыс. относительно здоровых и молодых людей. В армии 1,9 млн. человек или 6835 человек на 100 тыс. жителей. Совершенно очевидно, что правительство не считает ситуацию критической. И в то же время есть понимание, что обострение ситуации с пенсиями чревато социальным взрывом. Поэтому будут увеличивать трансферт сколько нужно по времени и объёму удерживая ситуацию на пределе».
«Правительство не может обеспечить необходимый рост экономики, поэтому появляются идеи вроде повышения пенсионного возраста. Скорее всего, после выборов в марте нам предстоит тяжелая борьба чтобы этого не допустить, - сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.