Руководство страны пытается привлечь инвесторов. Фото с сайта www.kremlin.ru
На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент Владимир Путин рассказал о новом, лучшем, качестве отечественной экономики. Однако у каждого, казалось бы, позитивного примера есть своя оборотная сторона. Так, рекордно низкую инфляцию граждане почти не заметили, но экономическая активность в стране ощутимо снизилась. При этом, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), ни по инвестициям, ни по обороту розничной торговли, ни по доходам населения Россия так и не вернулась к уровням 2012 года. По расчетам бывшего советника Путина Андрея Илларионова, сейчас наша экономика показывает динамику хуже, чем в застойные советские годы.
Выступая на форуме «Россия зовет!», Владимир Путин попытался доказать, что проводимая в последние годы «консервативная, сдержанная бюджетная и денежно-кредитная политика» себя оправдала. Как сказал президент, «важно, что российская экономика обретает новое качество, которого не было еще год назад».
В первую очередь он сослался на позитивную динамику, которая «опирается на расширение внутреннего спроса, увеличение и потребления, и инвестиций».
«Начиная с мая текущего года темпами выше 1% прибавляет оборот розничной торговли, прежде всего благодаря росту реальных зарплат», – сообщил Путин. «По предварительной оценке, инвестиции в основной капитал за три квартала выросли на 4,2%. Это в два с лишним раза выше темпов роста ВВП за тот же период, – добавил Путин. – Такие опережающие темпы закладывают основу для дальнейшего роста».
Также президент сослался на рекордно низкое «за всю историю России» значение инфляции: «По состоянию на 16 октября в годовом выражении она составила 2,7%».
«Уверенно снижается зависимость федерального бюджета от нефтяной конъюнктуры», – продолжил президент. По его словам, если в 2014-м нефтегазовые доходы составляли более половины (51,3%) доходов бюджета, то в текущем году этот показатель уже около 39%. «В ближайшую трехлетку за счет нефтегазовых поступлений будет формироваться только треть доходов федерального бюджета. При этом, подчеркну, общие доходы федерального бюджета, безусловно, будут расти», – уверил президент. В планах руководства страны снизить ненефтегазовый дефицит бюджета с нынешних 8,5 до 5,9% ВВП в 2019 году, а общий дефицит бюджета сократить до уровня менее 1% ВВП.
При этом Путин дал понять, что даже в условиях кризиса надо думать о социальной справедливости: «На этом фоне бездумно сокращать социальные расходы было бы несправедливо по отношению к гражданам… Любая страна мира, и Россия в том числе, заинтересована в социальной стабильности».
Но даже сами участники форума высказали сомнения в пользе некоторых достижений – например, в рекордно низкой инфляции. «Сегодня мы говорим о трехпроцентной инфляции и даже видим озабоченность, а не слишком ли быстро снижается инфляция и как столь низкие темпы повлияют на наше экономическое развитие. Это абсолютно нетипично для российской экономики», – сообщил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин, передает «Прайм».
«Мы видим в основном позитивную реакцию на ту политику, которую проводят денежные власти. С другой стороны, конечно, снижение инфляции создает риски, особенно для финансовых институтов, в том числе для банков. Потому что приходится больше внимания уделять эффективности деятельности, управленческим решениям в финансовом секторе», – сказал глава Минфина Антон Силуанов.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в очередной раз нашел повод рассказать о своей дальновидности: «Когда в начале этого года я сказал, что рост ВВП в 2017-м будет как минимум 2%, все смеялись, никто в это не верил… По факту имеем во втором квартале рост уже 2,5%, в третьем квартале – 2,2%. И вполне выходим на эти 2%, даже чуть больше к концу года». Хотя сами же участники форума отмечают, что «этот экономический рост недостаточный», о чем, в частности, сказал Костин.
Проблема, однако, в том, что российские потребители, похоже, не заметили рекордно низкой инфляции. Обсуждаемое увеличение зарплат кардинально не изменило динамику доходов населения, которые включают помимо зарплат пенсии, пособия, доходы от предпринимательской деятельности, от собственности в виде процентов по вкладам, по ценным бумагам и т.д. С учетом инфляции и за вычетом обязательных платежей доходы населения который год падают. И это сигнализирует о серьезных, уже хронических проблемах в российской экономике. Власти же отмахиваются от неугодного показателя (см. «НГ» от 25.08.17).
Да и увеличение оборота розничной торговли, если брать не месячную динамику, а годовую, пока выглядит скромно – мы имеем дело скорее со стагнацией, чем с посткризисным оживлением. В сентябре 2017-го рост розничной торговли составил около 3% по отношению к сентябрю 2016-го, но в целом за январь–сентябрь рост был лишь на 0,5% в годовом выражении.
Уже сейчас не подтверждаются заявления президента, что общие доходы бюджета будут расти. Наоборот, финансовые власти заложили в проект бюджета на следующую трехлетку снижение доходной части – с 16% ВВП, ожидаемых в этом году, до 14,8% ВВП в 2020-м. Занижая доходы, правительство готовит почву для существенного урезания расходов (см. «НГ» от 24.10.17). И это рикошетом ударит по казне, ведь если экономическая активность будет и дальше сдерживаться бюджетными и денежно-кредитными ограничениями, то отчисления в бюджет скоро делать будет почти некому.
Еще вопрос, насколько устойчива та динамика, о которой говорит президент. «В целом с началом осени российская экономика стала замедляться. Слабые данные продемонстрировала промышленность, – сообщил вчера главный экономист Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрей Клепач. – После активного оживления в первой половине года третий квартал выглядит как пауза в росте».
«По отношению ко второму кварталу (в третьем квартале. – «НГ») объем ВВП даже сократился на 0,1%, а его динамика к соответствующему кварталу прошлого года замедлилась с 2,5 до 1,9%. Это ухудшение происходило на фоне рекордно высокого урожая и набирающего силу роста потребительских расходов», – добавил Клепач.
Прогнозисты ВЭБа ждут возобновления экономического роста в четвертом квартале, но в основе этих ожиданий надежда на дальнейшее оживление потребительского спроса, которое, однако, вовсе не гарантировано.
Судя по данным ЦМАКПа, российская экономика показывает признаки жизни, однако она сильно отстает от того уровня, который был еще пять лет назад. Объем инвестиций в основной капитал во втором квартале этого года оказался на 6,4% ниже среднеквартального значения 2012 года. Реальные располагаемые доходы населения в сентябре были ниже среднемесячных значений 2012-го на 6%. Оборот розничной торговли сейчас ниже уровня пятилетней давности на 5,6%. И такая ситуация сложилась не вчера: эти показатели отстают от планки 2012 года на протяжении последних почти трех лет. При этом реальная зарплата сейчас оказалась выше уровня 2012 года лишь на 0,6%.
Бывший советник президента Андрей Илларионов приводит в своем блоге не менее удручающие цифры. «За последние восемь лет (2008–2016) мировой ВВП вырос на 30%. В трех странах (Науру, Эфиопия, Туркменистан) он более чем удвоился», – пишет он со ссылкой на Международный валютный фонд. Расчеты Илларионова для мирового ВВП подтверждаются данными МВФ (см. табл.)
Экономист уточняет: «В России за восемь лет ВВП увеличился лишь на 4,3%, или на 0,5% в среднем в год. По этому показателю Россия занимает 163-е место в мире из 190 стран, по каким имеются соответствующие данные». Из расчетов Илларионова следует, что сейчас темпы роста российской экономики значительно хуже, чем было, например, в так называемые застойные брежневские годы.
Действительно, об этом свидетельствуют старые статистические сборники, в которых, в частности, сообщалось, что в 1984-м объем валового общественного продукта РСФСР оказался на 90% больше уровня 1970-го. Хотя, конечно, к советской статистике возникает немало вопросов.
|
Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования |
Источник: World Economic Outlook Database, October 2017. International Monetary Fund |