Финская свинина теперь запрещена к ввозу в Россию. Фото с сайта www.agrotechnology.fi
Негативные последствия российского продовольственного эмбарго для Евросоюза сошли на нет, утверждают еврочиновники. Однако у местных фермеров другой взгляд: многие из них не могут восстановить производство или рентабельность бизнеса. Как пояснили «НГ» в финском Минсельхозе, страна нашла новые рынки сбыта, и в 2017 году экспорт пищевой продукции из Финляндии превысит предсанкционный уровень. Однако финские фермеры рассказали «НГ», что последствия российского эмбарго они ощущают до сих пор.
Когда Россия в 2014 году ввела продовольственное эмбарго, на многих рынках случился переполох, вспоминает советник Минсельхоза Финляндии по ЕС и международным вопросам Маркус Шулман.
По его словам, наиболее сильный удар ответные ограничительные меры РФ нанесли по финской молочной отрасли.
«Но в последнее время ситуация все-таки стабилизировалась. Например, мы смогли перенаправить экспорт пищевых продуктов, найти новые рынки сбыта, которые компенсируют потери на российском рынке. Если до конца года дела будут идти и дальше так, как идут, в этом году весь объем экспорта пищевой продукции из Финляндии превысит предсанкционный уровень», – заявил Шулман. В основном экспорт удалось перенаправить в другие европейские страны и в Азию, в частности в Китай, уточнил он.
Шулман напомнил, что еще до санкционного противостояния некоторые финские пищевые компании проявляли активность на российском рынке и занимались локализацией производств. «Наверное, можно сказать, что введение ограничений стало для них поводом ускориться с локализацией», – добавил чиновник.
В 2016 году общая стоимость экспорта продовольствия из Финляндии составила 1,4 млрд евро, это на 10% меньше, чем в 2013-м, сообщается в исследовании Института природных ресурсов Финляндии (Luke). Причем, как считает профессор Юрки Ниеми, по прогнозу, основанному на данных за январь–апрель 2017-го, общая стоимость экспорта продовольствия из Финляндии в этом году скорее всего останется на том же уровне, что и в 2016-м.
Не только Финляндия, но и ЕС в целом действительно переориентируют свой продовольственный экспорт в Китай. По данным Еврокомиссии, в досанкционном 2013-м экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции из ЕС в Россию достигал 12 млрд евро, а в Китай он составлял около 7 млрд евро. В 2016-м произошла рокировка: на Китай приходилось уже 11,4 млрд евро, а на Россию – только 5,6 млрд. При этом главным покупателем продукции для европейцев – как до эмбарго, так и после – остаются США.
Тот факт, что агропродовольственный экспорт из ЕС в РФ не стал нулевым, объясняется поставками товаров, не попавших в санкционный список.
«По итогам 2016 года в РФ суммарный импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из Финляндии составил 100 млн долл., в январе–августе 2017-го – 80 млн долл. Наибольшие объемы импорта зафиксированы в отношении кормов для животных, спиртных напитков, хлеба и мучных кондитерских изделий – товаров, в отношении которых не действуют ограничительные меры», – такие данные приводят в Минэкономразвития. Также в ведомстве напомнили, что из санкционного списка были сделаны точечные изъятия: мальки лосося атлантического и форели, специализированное безлактозное молоко и молочная продукция для диетического лечебного питания, картофель семенной, биологически активные добавки, специализированная пищевая продукция для питания спортсменов и т.д. Импорт этой продукции тоже может продолжаться.
Но рапорты чиновников и официальная статистика, как правило, не отражают всех проблем, с которыми сталкиваются сами фермеры. Например, финский землевладелец Юха Вялимаа сообщил «НГ» о низкой рентабельности его свиноводческого хозяйства: «Раньше было лучше, потому что цена на свинину была выше. Сказалось множество факторов. Это и усиливающаяся конкуренция в Европе, и рост соответствующих производств в Германии, и политическая составляющая, в том числе эмбарго, введенное Россией». По словам фермера, часть его свинины раньше поставлялась именно в РФ.
«Российское эмбарго очень повлияло, особенно на молочную отрасль. В Евросоюзе вряд ли до конца понимали, какое значение для Финляндии имеет торговля с Россией. Сейчас мы платим высокую цену за такие решения. Нам нужно найти способ обойти эти ограничения», – считает фермер Ханну Нисси.
Между тем многие европейские производители увидели в российском эмбарго как минусы, так и плюсы для обеих сторон. Такую позицию, в частности, занимают многие члены Франко-российской торгово-промышленной палаты.
Как сообщил «НГ» гендиректор палаты Павел Шинский, в оценках потерь европейской экономики от ответных ограничительных мер России можно ориентироваться на те цифры, которые время от времени озвучивались в Париже и Брюсселе: «Последнее – это около 8 млрд евро. И это только потери Франции». В данном случае учитываются все потери – как прямые, так и косвенные. «Если сравнить товарную структуру экспорта Франции в РФ в досанкционном 2013-м и в санкционном 2016-м, то можно увидеть потери около 125 млн евро ежегодно по мясу и пищевым мясным субпродуктам, 10 млн евро – по рыбе, ракообразным, моллюскам, еще 100 млн – по молочной продукции и 25 млн евро – по овощам и фруктам». «Это не все пострадавшие позиции, но я сравнил только по тем четырем направлениям, которые пострадали сильнее всего», – уточняет Шинский.
По его словам, некоторые «новые для России» французские компании локализовались внутри страны, а уже работавшие в РФ – расширили имеющиеся производства: в России теперь есть французские сыродельни, французские яблоневые сады, французское производство соков, свинины. «Кроме того, много россиян начали производство по французским технологиям, с использованием французского оборудования или ингредиентов. Поэтому в чем-то проиграли, в чем-то выиграли», – говорит Шинский.
Он добавил, что, судя по открытым источникам, по свинине французское производство после двух лет российского эмбарго переориентировало экспорт на китайский рынок и частично компенсировало потери. По овощам и фруктам тоже удалось частично компенсировать потерянные объемы за счет сбыта на других рынках, например в Азии.
Теоретически российское эмбарго могло создать более комфортную среду для внешних поставщиков, которые не подпали под действие ответных ограничительных мер, например для Швейцарии. Однако российское эмбарго не принесло швейцарским производителям сельскохозяйственной продукции каких-либо бонусов. Такой вывод можно сделать по данным, которые предоставили «НГ» в посольстве Швейцарии в Москве. Швейцария экспортирует в Россию в основном ту продукцию, на которую контрсанкции не распространяются: смеси, готовые завтраки, а также кофе, какао-бобы и т.д. И в этом случае не только не произошло роста, но и все последние три года отмечается некоторое снижение экспорта, связанное с курсовыми колебаниями – ослаблением рубля, укреплением франка.
По этой причине в 2015 году по сравнению с 2013-м в целом экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции из Швейцарии в Россию снизился на 21%, сообщают в посольстве. «Некоторый рост в относительном выражении экспорта из Швейцарии в Россию молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов, который произошел в 2014 году сразу после введения эмбарго, не помог перекрыть этот отрицательный эффект», – пояснили «НГ».
Официальная статистика Швейцарии не фиксирует резких взлетов и падений сельскохозяйственного экспорта. В январе–августе 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го весь экспорт сельскохозяйственной продукции из Швейцарии вырос на 1,5%. По итогам 2016-го его рост составлял 2,8%, в 2015-м был спад на 3,5%, в 2014-м – рост на 2,3%.
И даже в экспорте сыров Россия для Швейцарии – это лишь нишевый рынок. Швейцарцы экспортируют в Россию около тысячи тонн сыров в год. А весь сырный экспорт Швецарии достигает 70 тыс. т в год. В 2016-м весь экспорт швейцарского сыра вырос на 2,5% и составил 70 189 т, из которых 80% поставлялось в соседние страны, прежде всего в Германию. Примечательно, что импорт сыра в Швейцарию из других стран (Италии, Франции, Германии и т.д.) увеличился за тот же период на 4,9%. На этом фоне российский рынок менее заметен.
«Мы не присоединились к санкциям, но не хотим создавать впечатления, будто намерены наживаться на разногласиях между Россией и остальной Европой», – говорит посол Швейцарской Конфедерации в России Ив Росье.
Хельсинки