0
4544
Газета Экономика Интернет-версия

17.10.2017 10:58:00

Энергосбережение – ахиллесова пята российской экономики

Тэги: госдума, россия, экономика, энергоэффективность, завальный, энергоемкость, энергоресурсы


госдума, россия, экономика, энергоэффективность, завальный, энергоемкость, энергоресурсы На фото парламентские слушания по повышению уровня энергоэффективности. Фото пресс-службы ГД РФ

В Госдуме состоялись парламентские слушания по повышению уровня энергоэффективности. Среди проблем в необходимости повышения энергоэффективности наиболее актуальными можно назвать высокий уровень энергоемкости большинства отраслей; дефицит инвестиций, в том числе крайне низкий уровень бюджетного финансирования проектов и мероприятий в данной сфере; отсутствие достоверной и полной системы учета потребляемых энергоресурсов, что отражается и на дисциплине платежей за них низкую энергоэффективность зданий и сооружений; отсутствие в стране и регионах системы топливно-энергетических балансов. Комитет по энергетике Госдумы, который был инициатором этих слушаний, считает необходимым обсудить и предложить алгоритмы действий по совершенствованию законодательства по данным проблемам.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный отметил, что в настоящее время энергоемкость производимой в России продукции в 1,5 раза выше мировой. Причем по этим показателям Россию опережает даже Китай, энергетика которого основана на угольной генерации. По его словам, в соответствии с данными Международного энергетического агентства (МЭА) в странах ОЭСР на 2014-2035 годы намечено вложить в повышение энергоэффективности 4630-6807 млрд долл. (в ценах 2012 года) против 3840-4645 млрд долл. инвестиций в нефтяную промышленность и 2801-3296 млрд долл. в газовую промышленность (167-250 млрд долл. в угольную индустрию). Получается, что сейчас инвестировать в энергоэффективность гораздо выгоднее, чем в расширение ресурсной топливно-энергетической базы. Завальный подчеркнул, что перед Россией стоят задачи по снижению энергоемкости экономики в целом в 1,5 раза и снижению энергоемкости ВВП в 1,3 раза.

Как известно, по итогам заседания Госсовета РФ 27 декабря 2016 года президентом России Владимиром Путиным был утвержден перечень поручений правительству, направленных на переход страны к модели устойчивого экономического развития. С этой целью в основу разрабатываемых документов должны быть заложены целевые показатели энергоэффективности экономики. На заседании же Совета законодателей Федерального собрания РФ 24 апреля 2017 года было подготовлено решение «Законодательное обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности».

Не секрет, что именно топливно-энергетический сектор традиционно является самой энергоемкой отраслью экономики России. На долю электро- и теплоэнергетики приходится порядка 40% общего потребления энергоресурсов с более чем 23% реального потенциала энергосбережения от общего потребления в этой отрасли. По мнению Комитета Госдумы по энергетике, такое положение с высокой энергоемкостью российского ВВП обусловлено холодным климатом, большими расстояниями, гипертрофированной сырьевой структурой, плохой организацией экономики при заметном технологическом отставании. Потенциал энергосбережения первичных энергоресурсов в целом по стране оценивается более чем в 30%. Так, в электросетевых компаниях в России, например, основной потенциал повышения энергоэффективности заложен в снижении потерь электроэнергии при передаче (в целом этот показатель составляет около 1% суммарного потребления всех топливно-энергетических ресурсов в стране).

Нельзя сказать, что в России нет на этот счет законодательной базы. Кроме вышеназванных постановлений можно отметить такие законодательные инициативы, как Федеральный закон от 29 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором заложены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как известно, еще в ноябре 2009 года распоряжением правительства была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная постановлением правительства в апреле 2014 года. Важнейшей из разработанных стратегических инициатив Энергетической стратегии является государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», которая включает семь подпрограмм, в том числе и энергосбережение и увеличение энергетической эффективности. Главным инструментом реализации всех намеченных мер является структурное изменение экономики.

Конечно, встает вопрос, что же мешает сейчас активному внедрению намеченных мер?

В подготовленных Комитетом по энергетике рекомендациях указывается на кризисные явления в мировой экономике, высокую турбулентность на глобальных сырьевых рынках, в том числе резкое снижение цен на нефть, риски сохранения ограничений для отечественных компаний к внешним финансовым ресурсам, передовым технологиям, материалам и оборудованию, угрозы для транзита энергоносителей и доступа на новые и традиционные энергетические рынки.

Можно предположить, что все эти риски вряд ли устранимы в обозримой перспективе. Решение стоящих перед ТЭКом и страной проблем Комитет по энергетике Госдумы усматривает в развитии нормативной базы регулирования формирования топливно-энергетического баланса (ТЭБ), повышения уровня и качества статистической информации, создании единого методологического подхода формирования ТЭБ для среднесрочного планирования на уровне федеральных и региональных документов, устранение несогласованности федеральных, региональных и отраслевых ТЭБ.

В своих комментариях к выступлениям участников дискуссии глава Комитета по энергетике Госдумы отмечал низкую стоимость энергоресурсов в России, что не побуждает, по его мнению, потребителей к их экономии. В этой связи в рекомендациях содержится необходимость введения внеэкономической штрафной мотивации. В частности, предложена система штрафов за неэффективное использование энергоресурсов, как это было сделано в результате внедрения программы увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа.

К сожалению, создается впечатление, что главными инструментами повышения энергоэффективности, которые содержатся в рекомендациях, являются как методы принуждения, так и увеличение бюджетных расходов. Правда, нельзя не отметить, что в рекомендациях, в частности, утверждается, что крайне важным направлением государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является формирование экономических и налоговых стимулов обеспечения выполнения программ энергосбережения и повышения энергоэффективности. И этот вопрос представляется достаточно проработанным, особенно в выступлениях участников дискуссии.

Подробнее о дискуссии в Госдуме по проблемам энергоэффективности читайте в ноябрьском номере приложения «НГ-Энергия». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1030
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1672
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1514
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2844

Другие новости