18% россиян ходят по грибы как на работу. Фото РИА Новости
Россияне стали чаще добывать пропитание не только на приусадебных участках, но в лесу, по берегам рек и озер. В 2017 году рекордно выросло число тех граждан, которые несколько раз в месяц ходят на рыбалку, охоту или по ягоды-грибы. Об этом сообщил Левада-Центр. Опрошенные «НГ» эксперты связывают рост интереса к «еде из леса» продолжающимся падением реальных доходов населения и попыткой безработных найти средства к существованию.
В сентябре 2017 года 3% опрошенных Левада-Центром ловили рыбу по несколько раз в неделю. Еще 8% занимались рыбной ловлей по несколько раз в месяц. Речь здесь идет не о профессиональных морских рыбаках, а о так называемых любителях. Причем многие из них вылавливают рыбу не ради хобби, душевного равновесия или из чистой любви к природе. На водоемы они выходят за добычей, чтобы пополнить свой рацион. Тем более что та же рыба в магазинах «кусается» и доступна далеко не всем россиянам.
|
Та же история и с мясом. Около 2% опрошенных ходили на охоту по несколько раз в неделю. По несколько раз в месяц охотились в лесу около 3% респондентов. По данным Минприроды России, во время кризиса постоянно росло количество добываемых съедобных животных. В сезоне 2013–2014 года охотники добыли 176 тыс. копытных, в том числе оленей, кабанов, лосей. А в следующих двух сезонах уже 189 тыс. и 193 тыс. голов.
По данным Росстата, цены на продовольствие увеличились – на 3,9% за первые семь месяцев 2017 года, по сравнению с тем же периодом 2016 года. Искателей подножного корма в таких условиях вряд ли станет меньше. Скорее наоборот: из-за падения доходов поиск пропитания становится все более важным занятием. Именно это и фиксируют социологи. Около 4% опрошенных граждан ходили по ягоды несколько раз в неделю, а несколько раз в месяц – 11% респондентов. Грибы собирали по несколько раз в неделю 5%, а 13% занимались «тихой охотой» несколько раз в месяц.
Подобные опросы Левада-Центр проводит с 2010 года. Но в этом году число регулярных охотников за подножным кормом стало рекордным.
В Кировской области население собирает до 45% вырастающих грибов, 86% которых используется для домашнего потребления, в заготовительные пункты сдают только 10% собранных грибов, а еще 4% продают на рынке.
«Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» Белгородской области приводит такие цифры: всего в 2013 году россияне съели 200 тыс. т грибов, и 15 тыс. из них (то есть 7,5%) были лесные.
«Люди стали чаще искать способ сэкономить на повседневных расходах, в частности на еде, из-за падения реальных доходов, – сказал «НГ» основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин. – Все большая часть ежемесячного дохода средней российской семьи уходит на продукты потребления, что особенно заметно в регионах, где уровень дохода очень низкий по сравнению со средней зарплатой по стране (официально – около 36 тыс. руб.), во многих регионах средняя зарплата составляет 15–20 тыс. руб.»
Увеличение собирательства директор НИИ «Продовольственная безопасность» Российского экономического университета им. Плеханова Михаил Ананьев считает бизнес-реакцией латентной безработицы на спрос. В целом он оценивает объем «дикой еды» в структуре питания среднестатистического человека не более чем в 3–4%.
В зависимости от места проживания в отдельных семьях процент «дикой» пищи вполне может достигать и 70%, но в среднем вряд ли превышает 20%, – считает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. «Все больше россиян экономят на еде, поэтому неудивительно, что за годы кризиса количество собирателей подросло», – сказала она «НГ».