0
3681
Газета Экономика Интернет-версия

29.09.2017 00:01:00

Сбербанк – банк не только денег, но и времени

Тэги: цифровая экономика, робототехника, сбербанк, искусственный интеллект


цифровая экономика, робототехника, сбербанк, искусственный интеллект Глава Сбербанка Герман Греф и заведующий Лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Михаил Бурцев уверены в перспективах искусственного интеллекта. Фото с сайта www.mipt.ru

На этой неделе в корпоративном университете Сбербанка прошло выездное заседание Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики. «Технический прогресс ускоряется с каждым годом. Такие понятия, как искусственный интеллект, криптовалюта, робототехника, входят в нашу повседневную жизнь, – отметил в своем выступлении на мероприятии депутат Госдумы Артем Кавинов. – В цифровой экономике есть уже своя логистика, свои «умные фабрики», финансовые технологии».

Ведущей организацией, занимающейся сегодня подобными технологиями в России, похоже, является Сбербанк, который прикладывает серьезные усилия в программу создания искусственного интеллекта. Речь идет об искусственном интеллекте не только как о программе, но и как о технологии. Точнее, об эволюционном развитии технологий, которые три–пять лет назад назывались аналитикой больших данных. Потом, как известно, был тренд на машинное обучение, когда вычислительные мощности вкупе с большим объемом данных позволили делать аналитические выводы, которые ранее были недоступны в силу ограничений этих самых вычислительных мощностей. Сегодня корпорации перешли к новой фазе – это то, что сейчас и называется системным искусственным интеллектом.

«В Сбербанке это понимается как технология, прежде всего нацеленная на принятие рациональных решений, способных сделать бизнес-процесс более эффективным за счет того, что машина помогает принимать решения человеку, – сказал «НГ» старший управляющий директор, главный исследователь данных Сбербанка Максим Еременко. – Банк как большая сервисная корпорация должен обеспечивать оптимальный уровень сервисов и качества предоставляемых продуктов. Для того чтобы эти задачи выполнять эффективнее конкурентов, компании используют новые источники данных и более продвинутые с технологической точки зрения системы принятия решений. Внедрение искусственного интеллекта прежде всего нацелено на сокращение так называемых показателей time to market и time to decision. То есть времени принятия решения по тем или иным кредитным и депозитным банковским продуктам или предоставляемым сервисам. Наконец, речь идет о внутренней оптимизации и рисках. Организация может быть эффективнее, если она избирательно принимает решения в ситуации возможных финансовых рисков. И здесь крайне необходимы продвинутые технологии. Благодаря им сокращается уровень кредитного риска. При этом корпорация может безболезненно наращивать объем активов, а также давать кредиты по ценам, учитывающим специфику индивидуального кредитного риска. Проще говоря, чем меньше риск, тем дешевле клиенту обходится кредит».

Глава Сбербанка Герман Греф, к примеру, утверждает, что через пять лет 80% решений в его банке смогут приниматься с помощью искусственного интеллекта. То есть решения будут принимать, по сути, роботы. У многих экспертов возник вопрос: не слишком ли это будет дорогое удовольствие и стоит ли игра свеч? «Когда новая технология проходит апробацию, она почти всегда затратная, – говорит Максим Еременко. – Ее себестоимость в первые месяцы, а иногда и годы, конечно, может быть высокой. Но в определенной фазе она достигает точки безубыточности. Новые технологии позволяют сделать процесс дешевле и, что очень важно, быстрее».

О времени, как говорится, особый разговор. «Сбербанк становится не только и не столько финансовым учреждением, но и банком времени для наших клиентов», – говорил в мае на ежегодном собрании акционеров Сбербанка Герман Греф.

Банально, конечно же, повторять фразу о том, что время – деньги, но... Для клиента важно не только купить товар по выгодной цене, но и потратить минимум времени на принятие рационального решения. То есть для Сбербанка (да и для всего бэнкинга) помимо ценообразования и выработки линейки продуктов стоит еще одна важная задача: сократить время принятия решений кредитной организацией, а в итоге – время ожидания для клиентов. То есть исключить из процесса время, необходимое, чтобы добраться до ближайшего отделения Сбербанка, не говоря уже о не слишком приятном времяпрепровождении в очереди. А просто воспользоваться мобильным приложением.

Надо полагать, именно поэтому по инициативе Сбербанка в Московском физико-техническом институте (МФТИ) разрабатывается проект iPavlov, который предусматривает создание системы с искусственным интеллектом, способной общаться с людьми на естественном языке. То есть вести осознанный (в машинном смысле) диалог с пользователем, не только отвечая на вопросы, но и запрашивая дополнительную информацию. Машина должна будет понимать текст и основные месседжи, с которыми к ней обращаются люди, в данном случае – клиенты банка, у которых возникают вопросы по обслуживанию или, к примеру, по выбору продуктов банка. Сегодня клиенту, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, приходится звонить в колл-центр, идти в банк или же искать ответы на сайте кредитной организации. В случае же создания системы искусственного интеллекта достаточно будет открыть приложение или страничку «Сбербанк Онлайн» в Интернете. Вопрос уже не нескольких часов, а нескольких минут.

Заметим, что платформу для Сбербанка DeepReply (это один из компонентов проекта iPavlov) планируют создать уже к 2020 году. «Результатом проекта искусственного интеллекта iPavlov, – говорит Герман Греф, – станут новые бизнес-приложения, которые будут интегрированы в работу Сбербанка и выведут обслуживание наших клиентов на новый уровень». В рамках проекта планируется создать на базе МФТИ центр компетенций по нейросетевым технологиям для проведения исследований в области искусственного интеллекта.

Кстати, на упомянутом заседании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики президент Сбербанка Герман Греф призвал изменить систему отечественного образования. «Нужно ее менять радикальным образом, – сказал он. – Очевидно, что модель образования XIX века имени фон Гумбольдта себя полностью исчерпала. В этом веке она не может существовать. И есть понимание, как должна быть построена новая модель образования». Сбербанк, как известно, активно сотрудничает со многими школами и вузами, активно привлекает к своим проектам молодых специалистов, чтобы повышать уровень грамотности молодежи. Но при решении данных задач, конечно же, нужно не только внимание к теме со стороны государства, но и объединение крупных игроков рынка. Особенно в образовательной части.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
832
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1402
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1028
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
535

Другие новости