Глава Счетной палаты Татьяна Голикова пока не увидела существенного снижения зависимости пенсионной системы от бюджетных трансфертов. Фото РИА Новости
Пенсионная система России не может стать самодостаточной и до сих пор зависит от подпитки из федерального бюджета. Причем, судя по данным аудиторов, за последние два года эта зависимость выросла. Как они сообщают, взносы населения покрывают только около 68% всех выплат по страховым пенсиям: в прошлом году взносов было собрано примерно 4 трлн руб., а на выплаты пенсий по факту понадобилось около 6 трлн руб. В 2014-м соотношение было лучше: взносы покрывали 74% выплат. По экспертным оценкам, без бюджетной подпитки пенсии в стране пришлось бы уже в прошлом году сократить на 30%. В Пенсионном фонде, однако, с расчетами аудиторов не согласились.
С зарплат россиян отчисляется примерно на 2 трлн руб. меньше взносов, чем нужно пенсионной системе для обеспечения выплат страховых пенсий. Это следует из анализа, проведенного Счетной палатой (СП). Так, если в 2014 году страховые пенсии были обеспечены взносами населения на 74%, то в 2016-м – уже на 68%, сообщают аудиторы.
Судя по отчетности Пенсионного фонда России (ПФР), в 2014-м поступления взносов на страховую часть пенсии составили около 3,7 трлн руб., а расходы на выплату страховой части пенсии почти достигли 5 трлн руб. В 2016 году взносы на обязательное пенсионное страхование составили чуть более 4,1 трлн руб., а расходы на выплату страховых пенсий – примерно 6 трлн руб. Сбор взносов растет, но недостаточными темпами.
Уточним, весь объем доходов бюджета ПФР составил в 2016 году 7,6 трлн руб. Доходы формируются за счет страховых взносов, а также перечислений из федерального бюджета, которые в прошлом году достигли почти 3,4 трлн руб.
Расходы ПФР были в прошлом году на уровне 7,8 трлн руб. Средства направлялись не только на страховые пенсии, но и на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, материнский капитал.
«Для финансового обеспечения выплат страховой пенсии из федерального бюджета в ПФР поступило 2 трлн руб.», – говорится в материалах СП. Как сообщила в своем выступлении в Госдуме глава СП Татьяна Голикова, «по сравнению с 2014 годом в 2016-м трансферт на сбалансированность бюджета ПФР вырос почти в три раза и составил 998,5 млрд руб. (в 2014 году – 336 млрд руб.)».
Голикова добавила, что «страховые взносы на протяжении последних нескольких лет не достигают более чем 54% общего объема доходов ПФР», и это, по ее словам, «сохраняет высокую зависимость ПФР от федерального бюджета».
Сам Пенсионный фонд, наоборот, в годовом отчете хвалился улучшением финансовых показателей: «В 2016 году был продолжен курс на снижение зависимости бюджета ПФР от трансфертов из федерального бюджета». «Трансферт на сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования составил 988,6 млрд руб., то есть 15,4% от всех расходов на страховую пенсию. Наша цель – снижать это соотношение и далее: до 14,2% – в 2017 году, до 13,6% – в 2019 году», – поясняется в материалах ведомства Антона Дроздова.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что если бы в прошлом году федеральный бюджет перестал перечислять в пенсионную систему средства и если бы выплаты страховых пенсий происходили исключительно за счет тех взносов, которые поступили с зарплат россиян, тогда размер пенсий пришлось бы сократить примерно на 30%.
Опрошенные эксперты, правда, разошлись во мнении, насколько реалистичны эти расчеты. Старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Татьяна Омельчук считает, что «так оценивать некорректно, потому что ряд расходов на страховые пенсии изначально финансируется за счет федерального бюджета».
Хотя, как полагает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова, «без поддержки со стороны государства размер пенсий действительно мог бы быть на треть меньше существующей величины».
При этом Омельчук обращает внимание, что «трансферт федерального бюджета на сбалансированность в разные годы оценивается по разным методикам, в зависимости от того, как считаются остальные статьи расходов федерального бюджета на пенсионную систему». Но суммарный трансферт федерального бюджета в пенсионную систему в 2016 году по сравнению с 2014-м в номинале вырос примерно на 40%.
«В целом обеспеченность пенсионной системы снизилась на 4,7% из-за низких темпов роста доходов пенсионной системы по сравнению с индексацией пенсий. Причины – замедление темпов роста заработной платы, ежегодное снижение численности наемных работников – плательщиков пенсионных взносов, увеличение расходов на доплаты до прожиточного минимума пенсионера», – поясняет Омельчук.
Многие эксперты поясняют, что на самом деле пенсионной системе не избежать подпитки из бюджета. В условиях ухудшающейся демографической ситуации, каким бы ни был дефицит Пенсионного фонда, разница в поступлениях и выплатах всегда будет погашаться за счет федерального бюджета, говорит Козлова.
«Ситуация для ПФР критичная, и дальше она будет только усугубляться, особенно если цена на нефть соскользнет на 10–20% вниз», – считает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Когда обеспеченность страховыми взносами остается на уровне 2/3 – это уже критично. И государству стоит задуматься не над наполнением пенсионной системы из бюджета, а над механизмами (экономическими, институциональными, налоговыми), наполняющими эту часть пенсий», – считает завкафедрой госуправления РЭУ им. Плеханова Руслан Абрамов. «Каких-либо простых или быстрых решений этой проблемы не предвидится. Правительство видит решение в увеличении пенсионного возраста. И, вероятней всего, через некоторое время избежать этого не удастся. Но одного увеличения пенсионного возраста недостаточно, – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Должна свои плоды приносить и эффективно работающая экономика, которая стимулировала бы использовать исключительно легальные формы оплаты труда».
Федеральный бюджет принимает на себя риски пенсионной системы, однако заметно стремление финансовых ведомств ослабить это бремя. В итоге, как замечает аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, мы видим, что «на данный момент пенсионная система находится в полуразобранном состоянии: одну ее часть сломали, другую переделали и готовятся подстроить еще одну».
В самом ПФР, однако, считают, что ситуация вовсе не критичная. «Бюджет ПФР и госбюджет на следующую трехлетку сформирован и одобрен правительством. Бюджет ПФР обеспечен средствами на выполнение всех публичных обязательств, в нем заложен рост всех видов пенсий и ряда социальных выплат», – напомнили в пресс-службе ведомства.
Уточним, что этот рост, правда, не коснется пенсий работающих пенсионеров.
Более того, как сообщили «НГ» в ПФР, «рост трансферта на сбалансированность, по сути, технический, потому что в 2014 году на балансе ПФР были переходящие остатки, которые были направлены на выплату страховых пенсий».
В Пенсионном фонде привели собственные расчеты, опровергающие выводы аудиторов: «В расходах на выплату страховых пенсий есть суммы государственных обязательств – на валоризацию и на оплату нестраховых периодов (служба по призыву, отпуска по уходу за детьми, за которые начисляются пенсионные баллы). Если это вычесть из расходов на выплату страховых пенсий, а потом оставшиеся расходы поделить на объем собранных страховых взносов и сумм трансфертов на компенсацию ПФР выпадающих доходов за счет пониженных тарифов для ряда категорий страхователей, то обеспеченность выплаты страховых пенсий страховыми взносами находилась в 2016 году на уровне более 82%».